Современные методы психологической коррекции проявлений СДВГ у детей и подростков
В настоящее время постоянно идет поиск новых средств и методов, которые позволили бы детям с СДВГ успешнее адаптроваться в образовательной и социальной среде. Анализ практической работы с детьми данной группы позволил выделить два наиболее перспективных направления. Одно из них предполагает использование нейропсихологиче
По мнению психологов, традиционные методы коррекции и развития перестают соответствовать характеру онтогенеза современных детей. С учетом специфики детской популяции, в основной своей массе имеющей те или иные признаки неврологической патологии, необходимо внедрять в повседневную практику современные технологии нейропсихологиче
Такими известными авторами, как Семенович А.В., Сиротюк А.Л., Пылаева Н.М., Ахутина Т.В, предложенметод замещающего онтогенеза [1, 9, 10, 11]. Метод направлен на активацию подкорковых образований головного мозга, развитие подкорково-корко
Ярким примером реализации данного направления в практической работе является программа А.Л. Сиротюк, включающая комплекс упражнений, направленных на улучшение деятельности нарушенных у детей с СДВГ зон мозга [10]. Среди них следующие группы.
Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. У ребенка должно появляться ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполняются сидя, стоя, лежа. Упражнения могут быть направлены на расширение диапазона движений по параметрам: быстрые-медленны
ПРИМЕР: «Половинки», «Лучики», «Травинка на ветру».
Дыхательные упражнения развивают концентрацию внимания, создают основу для произвольной регуляции. Ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов, подвластный сознательному и активному управлению со стороны человека. Важно обучить ребенка полному дыханию, включающему грудной и брюшной типы, которые выполняются в положениях лежа, сидя и стоя. Дыхание может сочетаться с движениями, воображением (визуализацией). Движения выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы.
ПРИМЕР: Визуализация цвета (надувание разноцветных шариков в животе). Дыхание только через левую и правую ноздрю.
Упражнения для глаз и языка полезны для системы зрения и органов артикуляции, активизируют кровоснабжения головного мозга. Кроме того, сочетания однонаправленных и разнонаправленны
ПРИМЕР: слежение по четырем осям и диагоналям, рисование в воздухе знака бесконечности (центр – напротив переносицы).
Коррекционные движения тела и пальцев развивают взаимодействие полушарий, снимают синкинезии (добавочные/ошиб
ПРИМЕР: «Лезгинка», «Колечки», «Написание букв на спине, на ладонях».
Реципрокные (перекрестные движения) активизируют образование и миелинизацию нервных путей, связывающих полушария мозга, улучшают деятельность вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Целью данного комплекса является формирование одновременных и реципрокных координаций на основе взаимодействия рук или ног, движений правой и левой половины тела. Упражнения позволяют формировать у ребенка осевые (телесные, органные, оптико-пространс
ПРИМЕР: упражнение «Руки-ноги». Детям предлагается стоя прыгать на одном месте с одновременными движениями руками и ногами. Цикл повторяется несколько раз.
«Ноги вместе – руки врозь,
Ноги врозь – руки вместе.
Ноги вместе – руки вместе,
Ноги врозь – руки врозь»
Упражнения, предполагающие работу с различными ритмами. Специалист предлагает ребенку прослушать и отстучать, отхлопать ритм, повторить двигательный ритм на рисунке.
Визуализация представляет собой репрезентацию в уме несуществующего объекта, явления или события. Образы бывают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные. Выполнение упражнения обеспечивается деятельностью обоих полушарий головного мозга (что согласовывает их деятельность), задействует образные представления и воображение детей.
ПРИМЕР: визуализация цвета, геометрических фигур, картин природы.
Релаксация развивает самоконтроль и самосознание.
Функциональные упражнения используются для целенаправленной коррекции дефицитарных функций. Они включают в себя упражнения для развития внимания, произвольности и самоконтроля, элиминации гиперактивности и импульсивности.
Коммуникативные упражнения позволяют развивать навыки общения. Индивидуальные упражнения направлены на углубление контакта с собственным телом, выражение состояний и отношений. Парныеупражнения способствуют расширению способности чувствовать, понимать и принимать партнера. Групповыеупражнения через организацию совместной деятельности развивают навыки взаимодействия в коллективе.
Большое внимание уделяется групповым правилам и ритуалам, поскольку они формируют внутренний контроль.
Программы нейропсихологиче
Арт-терапия в широком контексте является методом, использующим творческую деятельность для решения различных психологических задач (5, 8). К настоящему времени накоплен большой опыт применения арт-терапии в работе с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы. Установлено, что творческая деятельность помогает детям с СДВГ развивать навыки общения и способности к контролю над сильными чувствами. Им обычно сложно описать свое состояние словами, рисунки заменяют язык и являются инструментом восприятия, переработки и передачи разных представлений.
Достоинства арт-терапии:
- предоставляет возможность участвовать каждому независимо от возраста и способностей;
- позволяет активизировать внутренние механизмы регуляции, самопомощи и исцеления;
- дает возможность выражать себя в атмосфере доверия, внимания к внутреннему миру человека;
- позволяет испытывать позитивные эмоции, формировать более активную жизненную позицию;
- задействует общение на невербальном уровне;
- является не только средством коррекции, но и развития ребенка (приведения его к состоянию большей зрелости, гармоничности и жизнестойкости), в том числе познавательных и творческих способностей;
- продукты творчества могут использоваться для исследования настроения, состояний, а также для оценки эффективности коррекционных программ;
- показана высокая эффективность использования арт-терапевтичес
ких методов для диагностики и коррекции агрессивности детей и подростков; - существуют стандартизирован
ные методы (графические тесты Р. Сильвер).
В арт-терапии используются следующие формы творческого самовыражения и изобразительные средства: графика, живопись, лепка, коллаж, фотография, средства музыкальной и драматической экспрессии, элементы литературного творчества, движения, танца. Арт-терапия может проводиться в индивидуальном и групповом вариантах.
Арт-терапевтичес
Методы арт-терапии имеют проективно-симво
Упражнения, направленные на отреагирование агрессии.
- Манипуляции с глиной: удары кулаком, разминание крупного куска глины, деструкция ранее созданных образов.
- Техника рисования каракулей (ребенок в течение длительного времени, пока гнев «не остынет», а сам он не устанет) чиркает с закрытыми или открытыми глазами по бумаге круговыми движениями или рисует вихри.
- «Живопись тела» - ребенок создает на бумаге мазки или отпечатки краски с помощью частей своего тела (ладоней, стоп). Достигается катарсис.
- Элементы телесно-двигател
ьной и музыкальной терапии. - Когда аффект удается «сбить», ребенка стимулируют к вербальному выражению чувств в видеметафорических и поэтических высказываний, ролевых монологов (диалогов), создания катарсического письма с использованием набора эмоционально заряженных слов (фраз), графическому оформлению плаката.
- Ребенку полезно выразить чувства, фантазии в метафорической визуальной, музыкальной или кинестетической форме (создать цикл рисунков, музыкальную композицию на тему «природные стихии», изобразить огонь в разных, в том числе деструктивных проявлениях).
- Следует использовать формы активности ребенка, позволяющие ему конструктивно выражать чувства, удовлетворять потребность в признании и самоутверждении вне занятий (спорт).
- При работе с проявлениями агрессивности важно помочь ребенку овладеть более эффективными механизмами психологической защиты и копинга (замещение, сублимация, фантазирование).
- Для повышения сниженной у агрессоров самооценки следует выделять позитивные качества личности, моменты успеха в прошлом, настоящем, внешние ресурсы. Техники: «Автопортрет» (абстрактный, реалистический, метафорический), тематические рисунки («Дорогой для меня человек», «Любимый уголок природы», «Приятное сновидение/фанта
зия»). - 10. Целесообразно постепенно вовлекать агрессивных детей в групповую работу, привлекать к созданию совместных арт-проектов.
Использование фотографии при работе с подростками с СДВГ.
Практические психологи знают, как трудно вовлечь подростков в какие-либо занятия. Работа с фотографиями привлекательна для подростков и может использоваться как инструмент оказания психологической помощи.
Коррекционные эффекты фотографии связаны с ее «проективной» природой: выбирая объект для съемки, человек неосознанно «переносит» на него свои потребности и переживания. Использование готовых фотографий позволяет исследовать жизненный опыт. Самостоятельное создание фотографий, которые затемобсуждаются в группе, помогает осознать свои потребности. Применение фотографии стимулирует подростков к словесному описанию своих чувств. Фотоснимки обеспечивают наглядность биографического материала, конкретизируют обстоятельства жизни подростка, его отношения с окружающими.
При создании фотографий участники сами выбирают тему, либо ее предлагает ведущий. Темы: «Прекрасное и безобразное», «Мир взрослых и мир детей», «Любимые уголки города».
Можно организовать съемку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса (жанр пейзажной съемки). Жанровая съемка предполагает фотографирование различных моментов городской жизни и ситуаций, связанных с социальным взаимодействием. Другой вариант -постановочная фотография (в том числе портретный жанр, фотографирование участниками друг друга). Натюрморт связан с выбором неодушевленных объектов, а также построением из них композиций. Изготовление снимков сочетается ссозданием фотоколлажей, плакатов, иллюстрированной фотографиями книжки, рамки для снимка. Можно попросить подростков дома подобрать к ним текст из художественной литературы, поэтических сборников, сочинить историю, «мини-сценарий».
Оба подхода реализуются в настоящее время в ГБУ Центре диагностики и консультирования при организации работы с детьми, страдающими СДВГ.
Список литературы
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологиче
ский подход. – СПб.: «Питер», 2008. – 320 с. - Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: «Изд-во Института Психотерапии», 2001. – 96 с.
- Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечить или воспитывать? / Пер. с англ. – М.: «Центрполиграф», 2010. – 221 с.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: «Школа-Пресс», 2001. – 128 с.
- Копытин А.И. , Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-центр», 2014. – 197 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
- Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы
»: Гиподинамический и гипердинамически й синдром. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2004. – 176 с. - Мэрфи Д., Пейсли Д., Пардоу Л. Арт-терапевтичес
кая группа для импульсивных детей. В сб. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М.: «Когито-центр», 2006. – 336 с. - Сиротюк А.А. Обучение с учетом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: «ТЦ Сфера», 2001.- 128 с.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: «ТЦ Сфера», 2002. – 128 с. - Семенович А.В. Нейропсихологиче
ская коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: «Генезис», 2008. – 474 с. - Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей. – СПб.: «Наука и Техника», 2010. – 384 с.
- Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: «Речь», 2003. – 384 с.