Вход для сотрудников



Крылова Инна Владимировна
Педагог-психолог ГБУ ЦДК

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Содержание коррекционно-развивающей программы:

1. Пояснительная записка:
     1.1. Актуальность и практическая направленность
     1.2. Цели коррекционно-развивающей программы
     1.3. Основные задачи коррекционно-развивающей программы
     1.4. Теоретические и методологические основы программы
     1.5. Новизна программы
     1.6. Основные разделы программы
     1.7. Ожидаемые результаты
2. Тематический план занятий (темы, содержание занятий, объем часов)
3. Методическое и материальное обеспечение программы
4. Список литературы
5. Приложение 1. Методическое обеспечение занятий

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Педагогическая целесообразность программы.

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой, отказом посещать занятия.Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь.Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если вовремя не помочь ему, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности к искажению самооценки. Устойчивые изменения самооценки приводят к искажению представления о себе, «я-концепции». Дети с искажением «я-концепции» имеют неустойчивую самооценку, повы-шенно чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Внутренние переживания вначале осознаются как невозможность соответствовать требованиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем – как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников.

Актуальность.

За последнее время в ГБУ ЦДК увеличилось количество обращений  детей млад-шего школьного возраста, которые испытывают трудности адаптации в начальной школе. Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходя-щих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно “перестроиться” тем детям, которые  эмоционально еще не готовы к роли школьника - для них период адаптации к школе может быть травми-рующим.В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирова-ние  внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к самоанализу, к осознанию своего «я» и оцениванию других. Поэтому именно на этом этапе  развития ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.

1.2. Цели программы.

Повышение психологических возможностей ребенка младшего школьного возраста к успешной адаптации в условиях начальной школы за счет совершенствования его инди-видуального развития.

1.3. Основные задачи программы.

Развитие у детей коммуникативных способностей, необходимых для успешной адаптации к обучению в начальной школе.Развитие познавательных процессов (эмоциональной и зрительной памяти, произ-вольного внимания, сосредоточения). Формирование у детей положительной «я-концепции» и положительной концепции другого человека.Формирование мотивации достижения успеха.Формирование коммуникативной компетентности.Формирование эмоциональной сферы ребенка.Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологиче-ских феноменов.

1.4. Теоретические и методологические основы программы
  • идея А.В. Запорожца об амплификации детского развития;
  • теория деятельности А.Н.Леонтьева и ее развитие относительно периода детства в работах Д.Б. Эльконина, А.В.Запорожца;
  • идеи гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу);• концепция Л.С. Выготского о механизмах овладения детьми моральным по-ведением;
  • исследования М.И. Лисиной онтогенеза общения.Научно-практические и методические основы программы – программа «Я и Мы» И.Н.Агафоновой, программа О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

1.5. Новизна программы связана с адаптацией современных технологий работы с личностной сферой ребенка к особенностям и условиям работы с детьми, имеющими пси-хологические проблемы, не решенные в условиях образовательного учреждения. Среди основных приемов работы можно выделить игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, а также на формирование навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем еще одним необходимым элементом всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповой динамики, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества. Для осуществления такой работы могут использоваться ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений и их вариантов, соревновательные ситуации и т.д. Мы полагаем, что наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия психотехнических приемов, а за счет наиболее полного использова-ния потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений, включенных в занятие. То есть, с одной стороны, мы предлагаем ориентировать работу с детьми на ис-пользование сложных многофункциональных упражнений, позволяющих решать сразу несколько задач. Скажем, упражнение на развитие внимания может одновременно спо-собствовать выработке навыков общения, способствовать сплочению группы, позволять ребенку познать еще какие-либо новые стороны своего «я». С другой стороны, каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функций от взрослого к каждому желающему ребенку, другими возможными вариациями. Если упражнение полностью отработано, но очень нравится детям, его надо включать в работу группы до тех пор, пока желание выполнять его сохраняется. Как показывает практика, для ребенка, находящегося в процессе адаптации, каждый новый вид активности, тип решаемой задачи составляет определенную проблему. Перегрузка занятий новизной и разнообразием может только усугублять трудности адаптационного периода, что резко снизит эффективность и значимость проводимой работы.

1.6. Основные этапы и формы реализации программы. Реализация программы - 36 часов.
- Диагностический - проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических методик с целью определения ведущей психологической проблемы (индивидуальное и групповое тестирование).
- Консультативный - индивидуальные консультации по результатам диагностиче-ского обследования и комплектование психокоррекционных групп.
- Обучающий - проведение коррекционно-развивающих занятий.Формы проведения коррекционно-развивающих занятий: групповая с наполняемо-стью групп до 7-8 человек (при наличии соответствующих условий): возрастные группы – 7-8 и 8-9 лет; длительность курса занятий – 4,5 месяца (занятия проводятся 2 раз в неделю); продолжительность каждого занятия - от 45 до 60 мин. с обязательными санитар-но-гигиеническими перерывами. Продолжительность занятий зависит от возрастного со-става и психологических особенностей детей, включенных в группу.Структура группового занятия с младшими школьниками должна включать в себя следующие элементы:
  • ритуал приветствия
  • разминка
  • обсуждение прошлого занятия
  • основное содержание занятия
  • обсуждение текущего занятия
  • ритуал прощания
- Аналитический - оценка результатов занятий посредством анкетных и проектив-ных методов психологического обследования.

1.7. Ожидаемые результаты.

Предполагается, что результаты прохождения детьми указанной программы отра-зятся на двух уровнях психической реальности. Во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении. Во-вторых – в реальном улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.Критерии положительной оценки в решении психологических проблем детей:

  • наличие положительной динамики в развитии качественных характеристик познавательных способностей и повышении содержательности познавательной дея-тельности;
  • повышение уровня стабильности эмоционально-волевой регуляции продук-тивной деятельности;
  • снятие (уменьшение) психического напряжения, тревоги, страхов;
  • сформированность умения правильно выражать свои чувства, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;
  • снятие барьеров в общении;
  • повышение родительской компетентности в вопросах физического и психи-ческого развития и здоровья ребенка;
  • вовлечение в совместную работу родителей и ближайшего социального окружения по оказанию помощи в решении проблем ребенка.
Оценка результатов коррекционно-развивающей работы проводится с использова-нием методик психологического обследования детей, анкетирования и собеседования с родителями детей, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий.

2. Учебно-тематический план образовательной программы

№ п/п Темы Содержание занятий Объем часов
Теория Практика
1 Формирование положительной «я-концепции» Формирование самоуважения и самопринятия; осознание и переживание уважения и принятия со стороны других; создание условий для формирования уверенного поведения. Профилактика и коррекция завышенной и заниженной самооценки. 2 часа 4 часа
2 Формирование положительной концепции другого человека. Осознание положительных качеств других; уважение и сопереживание другим; формирование умения говорить о других в положительном ключе; поведение, демонстрирующее уважение к другим. 2 часа 4 часа
3 Формирование мотивации достижения успеха Осознание наличия собственных достижений; осознание необходимости приложения усилий для достижения успеха, чувство гордости за них; переживание социальной оценки (уважения и принятия) собственных достижений. 2 часа 4 часа
4 Формирование эмоциональной сферы. Чувства людей. Знакомство с фундаментальными эмоциями: интерес, радость, удивление, печаль (страдание), гнев, страх. Ситуации их возникновения, особенности интонации, мимики, пантомимики и жестов в различных эмоциях. Создание условий для понимания детьми собственных эмоций. Обучение умению говорить о своих чувствах. Обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. Создание условий для овладения детьми средствами эмоциональной выразительности. Обучение детей пониманию эмоционального состояния других. Создание условий для формирования механизма эмоциональной регуляции поведения ребенка. 2 часа 6 часов
5 Формирование компетентности в общении. Коммуникативные навыки.

Понимание базовых коммуникативных умений: приветствие и прощание, обращение, просьба о помощи (услуге, поддержке), оказание помощи (услуги, поддержки), благодарность, отказ, слушать другого, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать. Понимание множественности возможностей поведения в одной и той же ситуации.

2 часа

6 часов
6 Подведение итогов Обсуждение и анализ проведенных занятий. Оценка достижений. 2 часа
36 часов

3. Методическое и материальное обеспечение программы

Формы и методы работы Методическое обеспечение программы Формы оценки результативности Материальное обеспечение программы
- Беседа (вводная, аналитическая, итоговая);
- объяснение, инструктаж;
- демонстрация, наблюдение;
- коммуникативный тренинг (подборка упражнений);
- моделирование коммуникативных ситуаций;
- рисование, графические задания; - игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые).
Настольные игры: Лото «Эмоции», Лото «Правила поведения» части 1, 2, «Веселый поезд». Мягкий кубик «Мир эмоций» (с вкладышами).
Тематические наборы фигурок людей по темам «Профессии», «Семья», «Друзья».
Запись музыкальных произведений русских и зарубежных классиков: И.С. Бах, Ф. Шопен, П.И. Чайковский, С. Прокофьев.
Метод включенного наблюдения. Качественная оценка выполненных заданий.
Обратная связь, рефлексия.
Анкетирование и собеседование с родителями детей.
Диктофон, CD – проигрыватель.
Мячик, цветные карандаши, бумага для рисования, ведерко, игрушечный телефон.
Оборудование для песочной терапии.

Список литературы

  1. Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. Программа «Я и мы». СПб, 2001.
  2. Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость/ Р.Н. Сиренко, Н.А.Богачкина; худож 2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психо-лога в начальной школе. Москва, 1998.
  3. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о плохом поведении / Пер. Е.В.Романовой. – СПб.: Издательство «Каллиста», Рекламно-издательский дом «Тринадцатая нота», 2004 – 208 с. (Серия «Психология для детей»).
  4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Москва, 1991.
  5. Зарослов П.В. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 224 с.: с ил. – (Психологи – детям, психологи о детях).
  6. Изард К. Эмоции человека. Москва, 1980.
  7. Клепцова Е.Б. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагно-стика, коррекция.: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 192 с (Руко-водство практического психолога).
  8. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гиперди-намический синдром. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 176 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
  9. Мишель Борба. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться: пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 320 с.: ил.
  10. Прихожан А.М. Психология неудачника. Москва, 1999.
  11. Психогимнастика в тренинге. СПб, 1999.
  12. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекцион-ные программы. Москва, 1993.
  13. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Москва, 1998.
  14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, 2001.
  15. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва, 1990.
  16. Шипицина Л.М. Азбука общения. СПб, 1996.

Литература для родителей

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А.Карасева. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 238 с.: ил.
  2. Куртышева М.А. Как сохранить здоровье семьи. – СПб.: Питер, 2007. – 266 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
  3. Мерзлякова Е.Л. Как правильно общаться с ребенком. Уроки родительского мастер-ства. – СПб: Речь, 2007. 272 с.
  4. Широкова И.Б. Ваша любимая «проблема». Как помочь себе и ребенку.- СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

4. Методическое обеспечение занятий
Занятие № 1. Знакомство.

Введение. Ведущий беседует с детьми о том, что такое психология, зачем она нужна человеку. Как вырастает цветок и что для этого нужно? Цветок вырастает из маленького семечка. Чтобы это произошло, ему необходимы: дождь и солнце. Так и у людей. Чтобы из маль-чика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей. Психология изучает мысли и чувства людей. Для чего? Чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
Разминка (игра на активизацию детей для включения их в совместную деятельность).
Игра «Исходное положение»
«Внимание, друзья, приглашаю вас поразмяться! Предлагаю расположиться на своих сту-льях поудобнее. По моей команде «Встать!» вы должны быстро встать, а по команде «Сесть!» нужно быстро сесть. Нужно постараться всем одновременно вставать, а затем садиться.
Основное содержание занятия.
«Знакомство».
 Дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу – имя того, кому бросают мячик.
«Имя оживает»
Дети представляют себе Страну Имен, в которой все имена превращаются в животных (или в растения). Каждый решает, в какое животное (растение) могло бы превратиться его имя.
«Ласковое имя»
Ведущий предлагает во время занятий психологией называть друг друга ласково. Каждое имя можно сделать ласковым. Дети должны подумать о том, как можно было бы ласково обраться к каждому из участников занятий.
«Рисунок имени»
Дети придумывают рисунки к своим именам, сначала устно описывая их, а затем выпол-няют их в альбомах рядом с красиво написанным именем
Придумывание ритуалов приветствия и прощания.
Обсуждение текущего занятия.
Ритуал прощания.

Занятие № 2. Что чувствуют другие?

Ритуал приветствия.
Разминка
Ведущий объясняет детям, что занятия обычно начинаются с психологической «зарядки». Это необходимо, чтобы участники могли настроиться должным образом, так же, как настраивают свои инструменты музыканты в оркестре или как разогревают свои мышцы спортсмены перед тренировкой. Разминка позволяет сосредоточиться друг на друге, от-влечься от груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся от школьных занятий.
«Зайчик испугался – зайчик рассмеялся»
По сигналу ведущего участники игры быстро меняют изображаемое эмоциональное со-стояние (чередование напряжения и расслабления).
Кричалка: «Я очень хороший!»
 Детям предлагают повторить слово вслед за ведущим сначала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко. Таким образом, ведущий и дети прошептывают, проговаривают, прокрикивают слово «Я», затем слово «очень», и наконец, «хороший». Упражнение по-вторяется несколько раз.
Обсуждение прошлого занятия.
Вступление к основной теме занятия: психолог беседует с детьми на тему:
«Как мы мо-жем узнать, что чувствуют другие люди?»
Какие чувства могут испытывать люди?
Ответы детей. Например: «Радость, грусть, страх, удивление и т.д.»
А какие еще слова мы можем сказать, если кто-то радуется?
У него хорошее настроение, он веселится, смеется, торжествует и т.д.Какие еще слова мы можем сказать, если кто-то грустит?
Он печален, у него плохое настроение, он тоскует, он горюет и т.д.А как мы можем узнать, догадаться, какие чувства испытывает человек?
Например, человек еще только вошел в комнату, он еще ничего не сказал, мы только посмотрели на него. Как мы можем догадаться, что он чувствует?
Хорошо, если дети сами отвечают на этот вопрос. Однако это зависит от их прошлого опыта. Можно помочь найти ответ, демонстрируя противоположную мимику, пантомимику, жесты и интонацию, и прося объяснить, как они догадались о ваших чув-ствах.
Проигрывание ситуаций.
 Психолог просит детей посмотреть на него и назвать его чувства. Демонстрирует радост-ное и грустное лицо и спрашивает детей о том, что он чувствовал, и как они об этом дога-дались.по мимике – выражению лица. Затем аналогично демонстрируются радостные движения тела (чаще носят танцевальный характер) и испуганные движения, и задается тот же вопрос.
  • по пантомимике – выразительным движениям тела. Затем психолог просит посмотреть на него, показывает жест одобрения (например, боль-шой палец наверх) и отвращения (отодвинутые вперед руки с поднятыми ладонями) и за-дается аналогичный вопрос.
  • по жестам – движению рук. «Теперь, закройте глаза, я скажу одни и те же слова, сможете ли вы догадаться о моих чувствах и каким образом?». Произносится фраза типа: «Иван Иванович пришел» с интонацией радости, а затем страха. «Что я чувствовала в первый и второй раз? Как вы догада-лись?»
  • по интонации – выразительности голоса.
Обсуждение и показ мимики, пантомимических движений и жестов в эмоциях радости, печали, удивления, интереса.
Ребята, покажите нам, какое бывает лицо, его выражение, мимика, когда мы чувствуем радость? (дети показывают и сами наблюдают мимику других).
А какими бывают движения тела, когда мы чувствуем радость? (дети показывают и наблюдают других).
А движения рук, жесты? (дети показывают)
Кто хотел бы показать чувство удивления с помощью мимики, выразительных движений рук и тела? (можно при этом вспомнить конкретный случай удивления). Несколько детей показывают.Аналогично для эмоций интереса и страха.
Игра «Тень».
 Цель – развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованностиПроцедура игры. Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные – зрители. Один ребенок – путник, другой – его тень. Путник идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его тень. Он старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно стимулировать путника к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, поскакать на одной ноге, остановиться и посмотреть из-под руки и т.д.
Обсуждение текущего занятия.
Ритуал прощания.

Занятие № 3. Чувства людей (продолжение).

Ритуал приветствия
Разминка «Выражение чувств»
«Попугай»
Ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участни-ков повторяет это предложение с определенной интонацией. Остальные дети отгадывают, какое чувство при этом выражается.
«Покажи мне дневник»
Из числа участников выбирается «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы все остальные догадались, какую оценку получил «ученик».
Обсуждение прошлого занятия
Основное содержание занятия
«Закончи предложение»
Дети дают определения шести различным чувствам:
«Радость – это когда…»
«Печаль – это когда…»
«Страх – это когда…»
«Гнев – это когда…»
«Обида – это когда…»
«Стыд – это когда»
Наиболее удачные определения ведущий записывает на доске.
«Рисунок чувств».
Дети получают по листу бумаги, разделенному на четыре равные части. Каждый выбирает любые четыре чувства из шести, и выполняет маленькие рисунки на темы этих чувств. Затем рисунки сравниваются и обсуждаются.
«Мусорное ведро»
 Ведущий ставит на середину небольшое ведерко и предлагает детям порассуждать, зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от му-сора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди начинают болеть.Но ведь так же и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто став-шие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить свои чувства, напри-мер, копить обиды и страхи. Далее детям предлагается выбросить старые ненуж-ные обиды, гнев, страх в мусорное ведро. Для этого дети на листочках записывают чувства, от которых они хотят избавиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я бо-юсь…», затем сворачиваю листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик.
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания

Занятие № 4. Коммуникативные навыки. Приветствие.

Ритуал приветствия
Разминка «Контрасты»
«Черная рука – белая рука»
Дети должны представить и изобразить «черную руку» – руку, готовую к агрессии, с напряженными пальцами, а затем по сигналу ведущего превратить ее в «белую руку» – расслабленную, готовую приласкать.
«Разозлились – одумались»
По сигналу «разозлились» дети напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «одумались» – расслабляются и улыбаются.
«Поссорились – помирились»
 Из группы выбирается два участника, им предлагают представить, что их правые руки – это человечки, которые выполняют на столе по команде ведущего различные действия: знакомятся, идут вместе гулять, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга, мирятся, идут вдвоем играть. Затем руки превращаются в двух петушков и выполняют те же действия, но с прибавлением «петушиных» звуков.
Обсуждение прошлого занятия
Основное содержание занятия
Беседа с детьми
«Ребята, многие из вас, придя сегодня в группу, сказали мне и своим друзьям одно и тоже слово. Какое?»
Здравствуйте.
А что означает это слово? Что мы хотим сказать другому человеку, когда говорим его? (Высказывания детей). Если дети затрудняются сами определить значение слова «здрав-ствуйте», спросить их, знают ли они, как приветствуют друг друга военные? «Здравия желаю!» – что означают эти слова, похожи ли они на слово «здравствуйте». Таким образом, дети сами находят ответ.
Слово «здравствуйте» означает пожелание здоровья, благополучия. Но не все дети попри-ветствовали других словом «здравствуйте», некоторые поприветствовали нас другим словами. Например: «Доброе утро!» Что означают эти слова? То, что сегодня утро доброе, он желает нам добра, или то, что мы хотим, чтобы для нашего друга утро оказалось добрым? (Высказывания детей).
Да, слова «доброе утро», «добрый день» и «добрый вечер» означают все эти пожелания.
Какими еще словами мы иногда приветствуем своих друзей?
«Привет»
Что означает это слово?
Высказывания детей.
Оно означает: «Я вижу тебя и этому рад»
А что чувствуют люди, когда с ними здороваются?
Высказывания детей
Да, им приятно, их настроение улучшается.Сейчас я прочту стихотворение Тима Собакина «Здравствуй, Гусь», а вы подумайте и скажите, почему намерения Гуся изменились?
Ко мне бежит огромный Гусь.Я говорю себе: «Не трусь,Быть может, этот Гусь – ручной,бежит знакомиться со мной».
Но у Гуся свирепый вид – Он угрожающе шипит.Щипаться будет? Ну и пусть.
Я улыбнулся: «Здравствуй Гусь!»Он головой кивнул в ответ.И мне послышалось: «Приве-е-ет».Как вы думаете, почему свирепый Гусь кивнул головой мальчику и как бы сказал «Привет»?
Верно, если ты идешь на встречу с добрым словом приветствия – это значит, что ты не хочешь причинить вреда, обидеть и, наверное, даже самый сердитый Гусь смягчится.
А почему люди здороваются? Именно потому, что хотят показать свою доброжелательность другому.
Проигрывание и анализ ситуаций
Итак, мы знаем слова приветствия и что они означают, знаем, что людям приятно, когда с ними здороваются, поэтому приветствие – одно из правил вежливости. Но в разных ситуациях мы выбираем разные способы приветствия, те, которые считаем наиболее подходящими для данной ситуации.
Сейчас мы будем разыгрывать ситуации, в которых нужно поприветствовать других лю-дей, а затем подумаем, как это можно сделать наилучшим способом.
Утром ты приходишь в школу. Заходишь в класс, а там, в дальнем его конце кто-то что-то рисует.
Попросить разыграть сценку 1-3 раза (в зависимости от успешности решения ситуации). Входящие дети меняются, а того, кто находится в классе, может играть один ребенок.После того, как сценка разыграна несколько раз, обсудите вопрос: «Что было приятно, понравилось в приветствии в каждом случае?» (Вопрос тому, кто был в классе, и всем де-тям). Не надо подчеркивайте ошибки и промахи детей, нужно искать достижения и фор-мулировать их для всех. Если дети интуитивно не продемонстрировали лучший способ, надо обозначить его самому, также доказывая его успешность с помощью анализа чувств партнеров.
В результате обсуждения важно подчеркнуть, что:
Лучше подойти к другу (но не очень близко), а не кричать из другого конца комнатыЛучше смотреть на друга, а не на другие предметы
Лучше назвать его по имени, подчеркивая, что обращаешься именно к немуУлыбнуться, чтобы показать, что рад его видеть
Первым здоровается входящий
Из разных дверей коридора идут навстречу друг другу Ваня и Маша.
Разыгрываются 1-3 пары в зависимости от успешности).Что нам понравилось в каждом случае? (Обсуждение детей). В результате анализа под-черкнуть:
Первым здоровается мальчик
Предыдущие пункты из первой ситуации закрепляются
А если бы навстречу шла учительница, кто должен бы поздороваться? Ребенок, так как первыми здороваются младшие.
Ты идешь по коридору и видишь свою учительницу и еще двух незнакомых женщин. Они стоят рядом.
Сценка разыгрывается и анализируется аналогично. В результате анализа прийти к выво-ду, что лучше вначале поздороваться со всеми, а затем со своей учительницей, назвав ее по имени и отчеству (или в обратном порядке).
Ты едешь на эскалаторе метро вниз, а на эскалаторе вверх едет твоя учительница. Вы заметили друг друга.Сценка разыгрывается и анализируется аналогично. В результате анализа подчеркнуть, что когда неудобно приветствовать словами, нужно поприветствовать без слов: кивком головы.
А если бы ехал твой приятель, например мальчик из нашей группы, как можно было бы поприветствовать?… Помахать рукой или тоже кивнуть.Обобщение знаний о приветствии«Итак, мы поговорили о том, каким словами люди приветствуют друг друга, узнали, какой смысл имеет приветствие, узнали, как лучше приветствовать в различных ситуациях: встречаемся мы с другом или взрослым, видим друг друга издалека или оказываемся близко друг к другу.»
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания

Занятие № 5. Коммуникативные навыки. Разговор по телефону.

Ритуал приветствия
Разминка (тренировка умения управлять своими чувствами)
«Хочукалки»
Ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям предлагается угадать букву (а угадывают они обычно все), но не закричать тут же пра-вильный ответ (а очень хочется), а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться коман-ды ведущего и ответ прошептать.
«Тыкалки»
Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно счи-тая до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из детей.
«А-а-ах»
Ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положе-ния. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» с тем, чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «ах» и мгновенно замолчать.
Обсуждение прошлого занятия
Основное содержание занятия
Разговор по телефону.
«Ребята, взрослым и детям часто приходится разговаривать по телефону. Сейчас мы с ва-ми подумаем о том, как бы нам хотелось, чтобы снами разговаривали по телефону, и как нам лучше вести разговор, чтобы нашему собеседнику было приятно и понятно все, что мы хотим сказать».
Проигрывание и анализ ситуацийДля организации сценки разговоров по телефону надо приготовить два стула, расположив их спинками друг к другу, на расстоянии приблизительно 2 метра и игрушечный телефон. Дети садятся спиной друг к другу.Маша и незнакомец (название сценки детям не говорится)
Инструкция
Маше и всем детям: «Маша дома и у нее звонит телефон. Нужно взять трубку и отвечать». В качестве незнакомца можно пригласить ассистента-взрослого, предложив ему говорить слова «неприятным голосом», хотя эту роль может сыграть и ребенок. Слова «незнакомец» выучивает заранее.
Это Маша? – слышится в трубке (говорит незнакомец).
Ответ ребенкаТы дома?Ответ ребенкаКак себя чувствуешь?
Ответ ребенка
Вопрос ведущего к Маше: «Маша, тебе понравилось так разговаривать по телефону?»
Ответ (нет).А почему?
Ответ (т.к. не поздоровались, и я не знаю, кто это).
То есть, тебе не понравилось то, что с тобой не поздоровались и не представились, то есть, не назвали себя. Дети, какой вывод мы можем сделать для себя: что нам нужно сказать в начале разговора, если мы кому-либо звоним?
Ответ детей (поздороваться, представиться, то есть назвать себя)
Да, это нужно запомнить: в начале разговора по телефону надо поздороваться и предста-виться.
Первоклассница Лена и ее подруга Валя.Инструкция детям: «Первокласснице Лене нужно позвонить своей подруге Вале и узнать у нее домашнее задание». Кто будет Леной, и кто еще будет в этом участвовать? Второму участнику (это тоже девочка) тихо сообщается, что она не Валя, а ее мама, по телефону она должна говорить так, как говорили бы мама Вали. Инструкция Лене повторяется и разговор начинается. Обычно он идет следующим образом:
Здравствуй, Валя. Это Лена.Я не Валя. (Или: я не Валя, а ее мама).
Далее некоторое замешательство.Анализ ситуации и выводы. «Ребята, когда звоним кому-нибудь по телефону домой, к телефону может подойти кто-нибудь из его семьи: мама, папа, сестра и т.д., поэтому, если к телефону подошел кто-либо, кого мы не знаем, то после того, как мы поздороваемся и представимся, что нужно сделать?»Ответы детей (попросить позвать подругу, со словом «пожалуйста»)
А если к телефону подошла, например, мама подруги, которую мы знаем, но не узнали по голосу (как произошло в сценке), что нужно сказать?
Ответ детей (Поздороваться еще раз, назвав по имени и отчеству, а затем попросить по-звать подругу)
А если вы сразу узнали по голосу маму Вашей подруги?
Ответ детей (Здравствуйте, Светлана Ивановна. Это Лена говорит… Позовите, пожалуйста, Валю…)А если вы сомневаетесь, подошла это ваша подруга или ее сестра?
Ответы детей (Здравствуйте! Это Валя?)Закрепление знаний. Проигрывание различных сценок разговора по телефону.
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания
 
Занятие № 6. Качества людей.
Ритуал приветствия
Разминка «Придумай и отгадай»
«Зеленый крокодил в синей шляпе»
Детям представляют абсурдную ситуацию: сейчас постучат в дверь, и в класс войдет большой зеленый крокодил в синей шляпе с полями. Что они будут делать? После высказывания всех вариантов на обсуждение выносятся другие фантастические ситуации: «Прозвенел звонок. Все стали у своих парт. И вдруг учительница не входит, а впрыгивает на одной ножке…» «Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, маленькая, размером с ластик…» Детям предлагается самостоятельно придумать как можно больше таких ситуаций.
«Угадайка»
 Участники должны внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать уга-дать, что в нем нравится его маме. Дети по очереди высказывают свои предположения. Затем каждый выбирает тех, чьи отгадки близки к истине. На втором этапе игры дети от-гадывают, что может нравиться в соседе его друзьям, на третьем – что нравится учитель-нице в школе и т.д. Ведущему придется оказывать детям помощь в отгадывании, особенно на третьем этапе.Обсуждение прошлого занятияОсновное содержание занятия.
«Снежная королева»
 Ведущий предлагает детям вспомнить сказку «Снежная королева», «В этой сказке было зеркало, в котором все доброе и прекрасное, что есть в человеке, уменьшалось, а все дурное и безобразное увеличивалось. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зер-кала, попадая в глаза людям. Представьте: когда Кай и Герда выросли, они создали вол-шебные очки, которые помогали разглядеть хорошее в человеке, и даже такое, которое человек прячет от всех. Пусть каждый из Вас примерит сейчас такие очки. Как это сделать? Просто представьте себе, что вы в очках, посмотрите сквозь них на каждого из ребят и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, вы увидите и то хорошее, что обычно не замечается».
Ведущий первым «надевает очки» и показывает детям, как ими пользоваться. После игры дети могут поделиться своими чувствами, которые они испытывали в обеих ролях: наблюдателей и наблюдаемых. Игру можно повторять, отмечая в последующих обсужде-ниях, что раз от раза в такие «очки» можно увидеть все больше хороших качеств. Можно попробовать провести коллективные обсуждения каждого из участников: вся группа «надевает очки» и буквально забрасывает испытуемого его хорошими качествами?
Затем ведущий предлагает вспомнить – «собрать» – те слова, при помощи которых ребята называли хорошие качества друг друга: честный, добрый, веселый и т.п. Эти качества за-писываются на доске. Вводится понятие «качества людей».
«Мы похожи – мы отличаемся»
 Ведущий приглашает двоих участников к доске и обращает внимание группы на явные различия в их внешности. Затем он предлагает постараться найти у них пять сходных ка-честв и пять различных. После этого пара испытуемых сменяется другой и т.д.
«Интервью»
Для этого упражнения необходим диктофон. Сначала ведущий спрашивает у детей, знают ли они, что такое «интервью». Особо отмечается, что интервью берут, как правило, у за-мечательных людей. Всем задается один и тот же вопрос: «Какой вы и чем отличаетесь от остальных?» (Обращаться к детям здесь следует по имени-отчеству).
«Прослушивание интервью»
 Все вместе слушают кассету с записью ответов, обсуждают каждое интервью, делают обобщения.
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания
Занятие № 7. Трудности первоклассника в школе, дома и на улице.
Ритуал приветствия
Разминка «Разнообразие характеров»
«Загадай загадку»
Дети загадывают и пластически изображают какую-нибудь игрушку, не употребляя слов. Остальные отгадывают.
«Хрюкните те, кто…»
Ведущий задает детям вопросы, например такие:
«Кто любит смотреть на огонь?»
«Кто умеет ездить на велосипеде?»
«Кто любит дарить подарки?»
«Кто не боится бегать под дождем?»
Дети должны отвечать, издавая смешные звуки: хрюкать, пищать, мычать и т.д. – по ко-манде ведущего.
«Крылатые качели»
Дети получают следующую инструкцию: «Представьте, что вы садитесь на качели и начинаете раскачиваться. Вы раскачиваетесь все сильнее и сильнее. Вверх-вниз, вверх-вниз. Еще выше! И вот вы отрываетесь от качелей и взлетаете. Взлетаете и летите. Летите, куда хотите. Легко и плавно. Под вами улицы, крыши домов, деревья, А вы летите все дальше. Вам радостно. А потом? Что будет потом? Расскажите или нарисуйте».
Обсуждение прошлого занятия
Основное содержание занятия
«Копилка трудностей»
Ведущий предлагает детям собрать «копилку трудностей» первоклассника: назвать все, что вызывает трудности и огорчения в школе. Например: «Мне трудно тихо сидеть на уроке», «Мне трудно не делать ошибок» и т.д.
«Театр»
Детям представляют несколько из трудных ситуаций первоклассника в театрализованных сценках.
Рисунок «Трудные ситуации первоклассника»
 Листы бумаги расчерчиваются на четыре части. Дети представляют себя иллюстраторами детских книг и выполняют четыре маленьких рисунка к четырем трудностям, которые возникают у них в школе.
«Комментарий для ведущего»
 В итоге занятия важно подвести детей к выводу, что те или иные трудные ситуации, которые необходимо преодолевать, встречаются в жизни всех первоклассников.
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания
Занятие № 8. «Угадай, кто это?»
Ритуал приветствия
Разминка «Я и другие»
«Какого цвета твои глаза»
Из участников выбирается одна пара. Они разглядывают друг друга, потом поворачива-ются спинами, а ведущий задает каждому вопросы о внешности партнера: «Какого цвета у него глаза?» «Какая у него обувь?» и т.п. Придумывайте побольше вопросов и сменяйте пары. Со стороны детям кажется, что отвечать на такие вопросы не трудно, и только ока-завшись в роли водящих, они начинают понимать, как они не внимательны к другим.
Обсуждение прошлого занятия
Основное содержание занятия
«Угадай, кто это?» – назначение этой игры – формирование положительной «я-концепции» и положительной концепции другого человека.
Правила игры таковы: Участники образуют круг, выбирается один человек, которого бу-дут загадывать, о нем можно говорить только хорошее, отмечая его конкретные хорошие черты и поступки. Выбирается водящий, который выходит из комнаты на то время, пока выбирается тот человек, о котором будут говорить. Водящий входит и прослушивает высказывания всех участников, по которым он должен угадать «кто это». Затем тот, кого загадывали, становится водящим и т.д. Побыть в качестве загадываемого человека должны все дети.Организуя игру, подчеркните необходимость называть конкретные хорошие черты и по-ступки. Не стоит говорить в общем: это хороший человек, т.к. у нас все хорошие и по это-му высказыванию невозможно догадаться, кто это. Говорите конкретно, например: "он очень быстро бегает"… Подчеркните также необходимость выслушать все высказывания, а потом отгадывать. Это, с одной стороны, каждому получить высказывания от всех, с другой стороны – уменьшает количество ошибок.
Преподаватель также участвует в игре. Его задача – облегчить отгадывание, поэтому ему, возможно, следует высказываться о том, что научился делать этот ребенок: «Этот человек недавно научился завязывать шнурки».Иногда (когда Вас волнует какой-либо ребенок) целесообразно задать вопрос ребенку, которого загадывали: «Что ты чувствовал, когда о тебе говорили?». Чаще всего дети не отвечают на это вопрос вербально, демонстрируя однако невербально, что им было приятно. В таком случае, не «вытягивайте» ответ, не говорите: «Тебе было приятно, правда?». Можно улыбнуться ребенку и продолжать, а можно задать другой вопрос: «А о чем ты думал?» Чаще опять дети отвечают только невербально, но бывают и вербальные ответы, которые чрезвычайно ценны для нас, т.к. приоткрывают внутренний мир ребенка.
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания
 
Занятие № 9. «Моя лесенка успехов» 
Ритуал приветствия
Разминка «Отгадывать и придумывать»
«Мысленные картинки»
Дети слушают музыку с закрытыми глазами и рисуют в воображении картины и образы, которые навевает им музыка, а затем рассказывают другим о своих фантазиях. Завершите это упражнение обсуждением: чьи мысленные картинки оказались самыми интересными и почему.
«Домашние занятия»
 Дети пластически изображают обычные домашние занятия: уборку квартиры: приготов-ление еды, купание в ванной… Слова не используются. Ситуации не повторяются. Зрите-ли разгадывают, какое занятие изображается каждым участником.
«Какое чувство ты испытываешь?»
Ведущий называет различные домашние занятия и предлагает детям мимикой выражать то чувство, которое возникает при этом (интерес, грусть, скука). Остальные отгадывают, какое чувство изображает водящий.«Небылицы»Дети соревнуются в сочинении невероятных историй.
Обсуждение прошлого занятия
Основное содержание занятия
«Моя лесенка успехов» – игра для формирования мотивации достижения успеха.
Выступление ведущего: «Ребята, вы уже многому научились, многое умеете делать и эти м можно гордиться. Но человеку всегда хочется достичь большего, всегда есть то, что мы хотели бы научиться делать. Но чтобы научиться чему-то трудному, например, быстро и выразительно читать, надо пройти ряд этапов, как бы «подняться по лесенке»: вначале выучить буквы – первая ступенька, потом научиться складывать слоги – вторая ступенька, третья ступенька – читать по слогам, четвертая – читать целыми словами, пятая – читать не только целыми словами, но и выразительно.
В разных делах может быть разное количество ступенек. Чтобы на них подняться, надо трудиться, прилагать усилия. Когда мы поднимаемся на следующую ступеньку, уже мож-но радоваться и гордиться своим достижением, ведь мы идем вперед, к своей цели.Теперь я предлагаю вам вспомнить, чему вы хотите научиться в ближайшее время? Какие ступеньки для этого надо пройти? Рисунок с такой лесенкой нужно нарисовать. На самой верхней ступеньке – то, что вы хотите научиться делать, а на нижних – одной, двух или трех – что нужно для этого сделать. Я буду подходить к каждому, и мы сможем вместе обсудить вашу лесенку. Начинайте с верхней ступеньки. Каждая ступенька изображается горизонтальной линией по всей ширине листа.
Рисование лесенки достижений каждым ребенком
 Ведущий ходит и помогает каждому осознать ступеньки. Их должно быть хотя бы две.Для того чтобы цели детей были, по возможности, разными, хорошо до занятия поговорить с каждым ребенком об этом отдельно, тогда уменьшается их желание просто повто-рить услышанное, либо во время рисования стимулировать формулировку разных целей. Чем больше вариативность целей детей в группе, тем больший опыт целеполагания полу-чает каждый ребенок.
Обсуждение в кругу
 Рисунки детей по очереди вывешиваются на специально отведенное место. Автору рисунка предлагается рассказать, чему он хочет научиться в ближайшее время и что для этого нужно сделать, какие ступеньки пройти. Можно задать вопрос, сколько времени понадобиться на каждую ступеньку и достижение конечной цели. Выражайте одобрение цели каждого ребенка и побуждайте других детей к такому одобрению.
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания
Занятие № 10. Итоговое
Ритуал приветствия
Разминка
Дети сами выбирают игры, в которые им хочется поиграть на этом занятии.
Обсуждение прошлого занятия
Здесь уже важно говорить обо всех занятиях, помогая детям вспоминать их содержание, а также делиться впечатлениями, чувствами.Основное содержание занятия
Добрые пожелания друг другу, беседы, любимые игры.
Ритуал прощания