Многие дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которых учат читать, не хотят читать книги. С этим часто сталкиваются родители. Почему дети не хотят читать? Причин много: потому что трудно или потому что отсутствует интерес к книге как таковой, или ребёнок не осознаёт ценности чтения книг.

Очень важно, чтобы родители задумались о формировании первоначального интереса к чтению, книге. Чтобы интерес этот появился и закрепился, не достаточно просто многократного объяснения ребенку, что надо больше читать, чтобы стать успешным учеником, чтобы больше знать. Для появления и закрепления интереса к чтению важно, чтобы:

  • родители сами больше читали, а не проводили много времени у телевизора. Хорошо, если родители обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются появлению новых интересных книг.

  • родители показывали детям бережное отношение к книге. Нельзя, чтобы книги лежали, находились в ненадлежащих местах, пылились, использовались не по назначению;

  • книги никогда не становились только частью интерьера, как дорогая мебель или предметы обихода. В таких ситуациях ребенок ценит книги, но только как дорогие вещи, которые лучше не трогать, чтобы не испортить.

Самостоятельное чтение на первых порах дается ребенку с трудом. Ведь тут мало выучить все буквы. Надо еще научиться складывать их в слоги, а слоги – в слова.

Родители должны запастись терпением и понимать, что чтение – процесс, формирующийся достаточно длительное время. Не надо торопить ребенка, не надо показывать свое недовольство его плохими успехами, не надо ставить в пример успехи других детей. Ведь ребенок, видя недовольство мамы или папы, может вообще перестать верить в свои силы («Никогда не научусь, очень трудно»).

Также может появиться протест, нежелание читать дальше. И родителям вновь придется заставлять читать и ругать за неудачи.

Может случиться так, что родители, видя трудности ребенка, жалеют его и перестают просить его почитать, сами ему читают. Это тоже не лучший выход из проблемы: проблема усугубится, т. к. желание ребенка читать самостоятельно постепенно ослабнет.

Очень важно, чтобы при формировании навыка чтения была использована правильная методика. Бывают случаи, когда родители пытаются учить ребенка так называемому побуквенному чтению, а не послоговому. Это очень тормозит формирование правильного навыка, способствует нарушению становления навыка чтения.

В связи с этим родители должны помнить, что лучше ребенка обучат чтению специалисты. Это может происходить на индивидуальных или подгрупповых занятиях с воспитателями в дошкольном учреждении , на занятиях с учителем, если ребёнок ходит на курсы для подготовки к школе , на логопедических занятиях .

 Что поможет ребенку и родителям успешно формировать навык чтения.

  1. Родители не должны сразу занимать позицию слушателя и критика, следящего за успехами ребенка. Можно прибегнуть к приему совместного чтения: ребенок читает сначала лишь отдельные слова из читаемого мамой или папой текста. Затем постепенно надо увеличивать объем текста, прочитанного ребенком: одно предложение из абзаца, целый абзац из текста и т.д.

  2. Чтение для ребенка должно быть делом увлекательным. Книги должны быть детскими, содержание должно быть интересно ребенку. Что интересно вашему ребёнку? Возможно, он с удовольствием будет читать сказки или рассказы о животных, или стихи для детей.

  3. Предпочтение при выборе книг надо отдавать тем книгам, в которых достаточно крупный, ясный шрифт. Иначе дополнительная нагрузка на зрение вызовет отрицательные переживания.

  4. Книга должна быть красочно оформлена. Одновременно, она должна состоять не только из иллюстраций, иначе ребенок не будет читать, а будет только рассматривать иллюстрации.

  5. Хорошо, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов. Дети часто бояться текстов большого объема, устают читать, не дочитывают до конца, ослабевает интерес к читаемому. Если текст небольшой, то ребенок не устает, понимает прочитанное и может пересказать или ответить на вопросы по тексту.

  6. Не очень продуктивно для самостоятельного детского чтения использовать школьные учебники ребенка. Лучше взять другие, незнакомые ребёнку буквари или азбуки.

  7. Не надо предлагать для самостоятельного чтения те книги, которые раньше взрослые сами читали детям. Новизна книги часто оказывает стимулирующее действие на ребенка, и тот читает с большим интересом. К тому же, ранее слышанный текст ребёнок частично может помнить. Тогда он не читает, а припоминает и произносит вслух слова, а иногда и целые предложения. Подобное может тормозить становление навыка чтения.

  8. Некоторым детям коротенькие рассказы и стихи в книгах не интересны. Бывают случаи, когда ребенок начинает читать именно с достаточно большой книги. Тут можно использовать метод совместного чтения.

Ещё хочется отметить следующий момент: родители должны помнить, что у ребенка нужно не только вырабатывать навык чтения, но и воспитывать культуру чтения. Ребёнка надо учить строго придерживаться следующих правил:

    • книгу надо дочитывать до конца;

    • книгу читать надо последовательно, не пропуская страниц;

    • не надо сразу заглядывая в конец книги.

    Папы и мамы должны поощрять вдумчивое чтение. Необходимо обращать внимание на особенности выразительности речи автора книги, на возможные особенности высказываний, на яркость и образность языка.

    И еще надо помнить, что первое чтение ребенка – это обязательно чтение вслух. Это обеспечивает освоение прочитанного, способствует развитию устной речи. Беглое чтение «про себя» часто оказывается довольно поверхностным, частично осознанным.

    В заключении хочется сказать, что читающий ребенок – это читатель. Детские книжки, конечно, просты по содержанию. Но они учат добру, справедливости, открывают красоту мира, дарят радость познания.

    По мнению многих педагогов, у книг не может быть конкурентов, несмотря на развитую сеть Интернет.