Одним из ответственных решений для выпускников школ, учащихся 9-11 классов, является выбор профессии, от которой зависит успешность будущей профессиональной деятельности, а подчас и качество жизнедеятельности. Современные требования общества к развитию науки и техники, сложность характера трудовой деятельности, рыночные отношения предъявляют жесткие требования к квалификации, опыту специалистов на всех уровнях профессиональной иерархии. Избежать ошибок при выборе профессии помогает консультирование у специалиста психолога, знающего проблемы профориентации.

Психологическая работа по профориентации в ГБОУ ЦДК проводится более 15 лет по специально разработанной «Программе диагностического психологического профессионально ориентационного обследования детей». При составлении данной программы руководствовались «Законом об образовании» и «Постановлением министерства труда и социального развития РФ» от 27.12.1996г.№1, который включает в себя: «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ». Согласно этому положению - профориентация – это забота общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержка и развитие природных дарований, а также проведение комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей социально-экономической ситуации на рынке труда.

Основной задачей психологической профессионально ориентационной работы в нашей консультации является оказание психологической поддержки и помощи, способствующих профессиональному самоопределению личности в процессе формирования ее способностей, самосознания и ценностных ориентаций и, как следствие – повышение конкурентоспособности личности на рынке труда, адаптации к условиям реализации и успешности будущей профессиональной деятельности. Проводится профориентация по определенной схеме:

1. Выяснение социально- психологического статуса ребенка.

2. Составление медико-психологического анамнеза ребенка.

3. Проведение психологического исследования.

4. Проф. консультация с подростком.

5. Коррекционная беседа с подростком.

6. Составление профессионального плана.

7. Беседа с родителями.

В процессе аналитико-диагностической беседы с подростком определяется его социально-психологический статус: где и как он учится, чем увлекается и занимается в процессе учебы и вне учебного времени, его интересы и потребности. Медико-психологический анамнез составляется со слов родителей об истории рождения, особенностей физического и умственного развития подростка, о перенесенных им заболеваниях в процессе развития и в настоящее время.

Психологическое исследование направлено на комплексное изучение индивидуальных особенностей развития познавательной сферы: внимания, восприятия, памяти, мышления; личностных особенностей, особенностей развития эмоционально-волевой сферы, профессиональных интересов и потребностей уровня развития мотивов.

Анализ полученных данных в процессе аналитико-диагностической беседы, медико-психологического анамнеза и комплексного исследования позволяют провести профессиональную консультацию с элементами коррекционного воздействия. Обсуждая с подростком его индивидуальные качества, уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, профессиональные интересы, согласовываются возможности личности и ее профессиональные потребности, анализируются мотивы выбора профессии, а также сформировавшиеся стереотипы поведения и общения.

В процессе профессиональной консультации или подтверждается адекватность выбора специальности медико-психологическим возможностям личности и ее профессиональным интересам, или осуществляется новый выбор специальности, а также учебного заведения, где можно ее получить. Успешность выбора профессии зависит от разрешения проблем подростка, коррекции стереотипов поведения и социального взаимодействия. В процессе коррекционной беседы формируется новый профессиональный маршрут, а также определяется альтернативный вариант выбора специальности в случае неудачи прохождения собеседования или недостаточности количества баллов ЕГЭ.

Заканчивается проф.консультация составлением проф.плана, в котором отражаются уровень психического развития ,личностные особенности, уровень развития профессиональных интересов, профессиональная направленность выбора специальности, указывается выбранная специальность и УЗ, а так же рекомендации психолога , направленные на оптимизацию личности подростка. Результаты профессиональной консультации обязательно обсуждаются и согласовываются с родителями или другими членами семьи.

Практика проведения профессионально ориентационного консультирования в нашей консультации, показала, что в психологической помощи и поддержке нуждаются подростки 5-11 классов общеобразовательных массовых и коррекционных школ, а также студенты начальных курсов учебных заведений, как практически здоровые подростки, так и подростки с проблемами здоровья и развития. Число подростков, обращающихся за помощью в профессиональном самоопределении, с каждым годом увеличивается. Подростки, как правило, не знают какую специальность и учебное заведение выбрать, имеют низкий уровень осведомленности об образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Выбор специальности носит характер случайности, неопределенности, подражания сверстникам или родителям; или имеет характер альтернативного выбора. Наблюдается выраженная растерянность, как у самих подростков, так и у родителей. Часто выявляются проблемные или конфликтные ситуации. Причины трудностей, проблем и конфликтов различны: проявление кризисного подросткового возраста, физиология перестройки, отсутствие навыков дальнего целевого планирования, преобладание авторитета сверстников, трудности социального взаимодействия, неуверенность в своих силах, родители не согласны с выбором подростка и др.

В последние годы у выпускников 11 классов наблюдается разочарованность и бесперспективность, сопровождающиеся тревогой и беспомощностью перед будущим (36%), субъективизм и индивидуализм утрированы, проявляются в виде негативизма, категоричности по отношению к общепринятым мнениям и ценностям (42%). Психологическая поддержка и психологическая помощь, оказываемые в процессе профессионального консультирования в системе ГБОУ ЦДК, способствуют профилактике проблем, связанных с профессиональным самоопределении. Коррекционное воздействие оказывает помощь личности в ее самопознании, в формировании адекватных оценок реальных жизненных ценностей и самооценки, в преодолении кризисных ситуаций, в формировании мотивационной сферы, в достижении эмоциональной устойчивости, способствующих личностному становлению и саморазвитию подростку.

Таким образом, проводимая профессиональная ориентация по «Программе психологической профессионально ориентационной диагностики» в условиях ГБОУ ЦДК оказывает психологическую помощь и психологическую поддержку подростку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом своих личностных особенностей и возможностей здоровья, а также с учетом востребованности профессии на рынке труда.