Вход для сотрудников



Жуков Андрей Викторович
Педагог-психолог ГБОУ ЦДК
кандидат психологических наук

Стратегии поведения подростков в кризисных ситуациях.

Многие специалисты справедливо называют подростковый возраст самым трудным в развитии человека. В этом возрасте появляется большое количество подростков с низкой успеваемостью, плохой дисциплиной, трудностями во взаимодействии со сверстниками, с определенным набором негативных личностных свойств и поведенческих реакций.  Трудности подросткового возраста связаны с психофизиологическими изменениями организма и в частности с половым созреванием.

Именно в этом возрасте подростку приходится переживать большое количество стрессовых, трудных и кризисных ситуаций.

Обычно в кризисной ситуации человеку приходится прилагать усилия для разрешения этой ситуации и использовать так называемое совладающее поведение. Совладающее поведение можно определить как осознанное целенаправленное поведение, с использованием определенных стратегий, позволяющих преодолеть трудную ситуацию.

Наиболее полную классификацию, включающую восемь стратегий совладания, предложили Р. С. Лазарус и С. Фолкман:

  1. дистанцирование – когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость;
  2. самоконтроль – стремление контролировать свои чувства и действия;
  3. поиск социальной поддержки – желание найти информационную, действенную и эмоциональную поддержку;
  4. принятие ответственности – признание своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение;
  5. бегство-избегание – уклонение от решения проблемы: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, погружение в фантазии и т.п.;
  6. планирование решения проблемы – анализ ситуации и выработка возможных вариантов и стратегий решения проблемы;
  7. положительная переоценка – положительное переосмысление ситуации, рассмотрение ее как возможности для личностного роста.

Для эффективного преодоления кризисных ситуаций человеку необходимо использовать одновременно несколько стратегий. Наиболее эффективной является стратегия поведения, направленная на решение проблемы, а неэффективными являются стратегии избегания ситуации и положительная переоценка ситуации.

Придание позитивного значения негативным обстоятельствам способствует эмоциональному приспособлению к стрессу и отвлекает от решения конкретных проблем. Использование стратегии избегания на протяжении долгого времени не только обостряет старые проблемы, но и порождает новые.

Нами было проведено исследование, одна из задач которого предполагала изучение особенностей преодоления подростками кризисных ситуаций. Способы преодоления кризиса мы изучали с помощью теста Р. Лазаруса. Для изучения кризисных ситуаций переживаемых подростками, использовалась авторская анкета [Жуков А. В., 2008]. Анкета включала в себя 25 групп кризисных ситуаций. Подросткам предлагалось отметить те ситуации, которые встречались на их жизненном пути, и оценить насколько сильно им приходилось переживать каждую из ситуаций.

В исследовании были выявлены особенности преодоления кризисных ситуаций юношами и девушками. Следует отметить, что существует единство переживания кризиса и использования совладающего поведения, то есть любой подросток, пережив кризисную ситуацию, будет стремиться к ее преодолению.

Для понимания риска дезадаптации подростков остановимся на одной важной детали. Подростки обоего пола наряду с другими стратегиями совладающего поведения активно используют неадаптивные стратегии: девушки – бегство-избегание, а у юноши – положительную переоценку ситуации. Их использование может привести к дезадаптации личности, поскольку эти стратегии не разрешают проблемы, а оставляют ее такой, какая она есть.

Девушки склонны более сильно переживать кризисные ситуации по сравнению с юношами. При этом и совладающее поведение девушек более актуализировано, то есть девушки более активно и гибко используют разные модели для решения проблемных ситуаций. Они чаще по сравнению с юношами пытаются приложить максимум усилий по изменению ситуации, стараются отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, стремятся к регулированию своих чувств и действий. Девушки в большей степени ищут социальную поддержку информационного, действенного и эмоционального характера, признают свою роль в проблеме, стремятся к ее избеганию и ищут положительное значение проблемы.

Интересным является тот факт, что переживание девушками разных кризисных ситуаций: разрыва отношений и одиночества, конфликтов с одноклассниками, трудностей установления контактов и неуверенности в отношении с противоположным полом, ограничения свободы родителями и частых ссор между родственниками, плохой успеваемости, перемены учебного учреждения, болезней и хронических заболеваний – способствует выбору преимущественно дезадаптивной стратегии бегства-избегания проблемы.

В отличие от девушек, юноши чаще используют стратегию преодоления кризиса, основанную на положительной переоценке ситуации, которая также считается дезадаптивной. Сильное переживание разных кризисов, таких как: безответная любовь, разрыв отношений и одиночество, предательство и конфликты с одноклассниками, трудности установления контактов и неуверенность в отношении с противоположным полом, ограничение свободы родителями и частые ссоры между родственниками; плохая успеваемость, перемена учебного учреждения – отражается на предпочтении использования положительной переоценки ситуации.

В результате анализа полученных данных, важно отметить, что юноши и девушки пережив кризисы утрат (смерть близкого человека, смерть любимого животного или ограбление) часто не демонстрируют самостоятельных осознанных попыток преодолеть данные кризисные ситуации. Вероятно, подростки обоего пола преодолевают кризисы утраты иным способом. Возможно, включаются механизмы психологической защиты, что усиливает уникальность переживания утрат.

Проведенное исследование подтверждает идею трудности подросткового возраста и склонности подростков к дезадаптации. Одной из причин дезадаптации становится не только переживание большого количества кризисных ситуаций, но и использование неадаптивных стратегий по их преодолению.

Необходимо помнить, что неразрешенные кризисы или кризисы, решаемые с помощью неадаптивных стратегий, могут приводить:

  • к утрате смысла деятельности, интереса к жизни и учебе;
  • к высокому уровню тревожности, появлению страхов;
  • к изменению характера взаимодействия с окружающими людьми (стремление к одиночеству, утрата теплоты в отношениях с другими, агрессивные проявления и др.);
  • к невротическим, психическим и психосоматическим расстройствам.

Основываясь на полученных данных, можно предложить ряд рекомендаций по профилактике использования неадаптивных стратегий и как следствие формирование дезадаптивного поведения:

  1. Формирование адаптивных стратегий преодоления кризисных ситуаций и навыков активного решения проблем.
  2. Создание возможности социальной поддержки со стороны семьи и значимых лиц, при снижении возможности обращения за социальной поддержкой к асоциальной группе или к случайным людям, где подросток может получить негативный образец поведения.
  3. Формирование навыков конструктивного общения, умения преодолевать коммуникативные барьеры, а также развитие навыков эмпатии.
  4. Повышение уверенности в себе и формирование позитивного отношения к своему «Я».