Владимирова Ирина Михайловна
 педагог-психолог ГБУ ЦДК
кандидат психологических наук

 Современные методы психологической коррекции проявлений СДВГ у детей и подростков

В настоящее время постоянно идет поиск новых средств и методов, которые позволили бы детям с СДВГ успешнее адаптроваться в образовательной и социальной среде. Анализ практической работы с детьми данной группы позволил выделить два наиболее перспективных направления. Одно из них предполагает использование нейропсихологических подходов, другое основано на привлечении методов арт-терапии.

Программы нейропсихологической коррекции детей с СДВГ

По мнению психологов, традиционные методы коррекции и развития перестают соответствовать характеру онтогенеза современных детей. С учетом специфики детской популяции, в основной своей массе имеющей те или иные признаки неврологической патологии, необходимо внедрять в повседневную практику современные технологии нейропсихологической коррекции, использующие процесс формирующего обучения.

Такими известными авторами, как Семенович А.В., Сиротюк А.Л., Пылаева Н.М., Ахутина Т.В, предложенметод замещающего онтогенеза [1, 9, 10, 11]. Метод направлен на активацию подкорковых образований головного мозга, развитие подкорково-корковых интеграций, меж- и внутри-полушарных связей, формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга как основы произвольной регуляции ребенка. Используя различные средства психологического воздействия специалисты влияют на мозговую организацию психических процессов. Предполагается активация трех функциональных блоков мозга (теория Лурия А.Р): блока регуляции тонуса и бодрствования («я хочу»); блока приема, переработки и хранения информации («я могу»); блока программирования, регуляции и контроля (лобные отделы мозга, «я должен»).

Ярким примером реализации данного направления в практической работе является программа А.Л. Сиротюк, включающая комплекс упражнений, направленных на улучшение деятельности нарушенных у детей с СДВГ зон мозга [10]. Среди них следующие группы.

Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. У ребенка должно появляться ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполняются сидя, стоя, лежа. Упражнения могут быть направлены на расширение диапазона движений по параметрам: быстрые-медленные, мягкие-жесткие, сильные-слабые, тяжелые-легкие, непрерывные-отрывистые, свободные–с сопротивлением. Целью данного комплекса является преодоление патологических ригидных телесных установок, блоков и зажимов, развитие рефлексии как основы произвольного внимания. Сосредоточенность на ощущениях, попытка их изменять являются способом повышения произвольности поведения, основой развития волевых качеств. Кроме того, стимулируется вся сенсомоторная система ребенка, включая и речь.

ПРИМЕР: «Половинки», «Лучики», «Травинка на ветру».

Дыхательные упражнения развивают концентрацию внимания, создают основу для произвольной регуляции. Ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов, подвластный сознательному и активному управлению со стороны человека. Важно обучить ребенка полному дыханию, включающему грудной и брюшной типы, которые выполняются в положениях лежа, сидя и стоя. Дыхание может сочетаться с движениями, воображением (визуализацией). Движения выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы.

ПРИМЕР: Визуализация цвета (надувание разноцветных шариков в животе). Дыхание только через левую и правую ноздрю.

Упражнения для глаз и языка полезны для системы зрения и органов артикуляции, активизируют кровоснабжения головного мозга. Кроме того, сочетания однонаправленных и разнонаправленных движений глаз и языка налаживают сенсомоторные взаимодействия, важные для формирования навыков письма, чтения и счета. При выполнении упражнений голова фиксирована. Слежение глазами идет за предметом, расположенным: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя, на уровне переносицы, в положениях лежа, сидя, стоя, с фиксацией в крайних положениях. Удержание взгляда должно быть равным по длительности предшествующему движению.

ПРИМЕР: слежение по четырем осям и диагоналям, рисование в воздухе знака бесконечности (центр – напротив переносицы).

Коррекционные движения тела и пальцев развивают взаимодействие полушарий, снимают синкинезии (добавочные/ошибочные движения) и мышечные зажимы. Центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

ПРИМЕР: «Лезгинка», «Колечки», «Написание букв на спине, на ладонях».

Реципрокные (перекрестные движения) активизируют образование и миелинизацию нервных путей, связывающих полушария мозга, улучшают деятельность вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Целью данного комплекса является формирование одновременных и реципрокных координаций на основе взаимодействия рук или ног, движений правой и левой половины тела. Упражнения позволяют формировать у ребенка осевые (телесные, органные, оптико-пространственные) вертикальные и горизонтальные сенсомоторные взаимодействия. Среди них наиболее важны следующие: язык – глаза, руки – ноги – дыхательная система, суставно –мышечно – дыхательная система. Согласованные движения глаз, рук, ног, язык позволяют сформировать единый сенсомоторный базис, активирующий (тормозящий) структуры речи, памяти, мышления, рисунок, письмо. Ползание, ходьба – отражение такой системной организации полушарных и межполушарных взаимодействий. У современных детей эти системы часто работают вразнобой.

ПРИМЕР: упражнение «Руки-ноги». Детям предлагается стоя прыгать на одном месте с одновременными движениями руками и ногами. Цикл повторяется несколько раз.

«Ноги вместе – руки врозь,

Ноги врозь – руки вместе.

Ноги вместе – руки вместе,

Ноги врозь – руки врозь»

Упражнения, предполагающие работу с различными ритмами. Специалист предлагает ребенку прослушать и отстучать, отхлопать ритм, повторить двигательный ритм на рисунке.

Визуализация представляет собой репрезентацию в уме несуществующего объекта, явления или события. Образы бывают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные. Выполнение упражнения обеспечивается деятельностью обоих полушарий головного мозга (что согласовывает их деятельность), задействует образные представления и воображение детей.

ПРИМЕР: визуализация цвета, геометрических фигур, картин природы.

Релаксация развивает самоконтроль и самосознание.

Функциональные упражнения используются для целенаправленной коррекции дефицитарных функций. Они включают в себя упражнения для развития внимания, произвольности и самоконтроля, элиминации гиперактивности и импульсивности.

Коммуникативные упражнения позволяют развивать навыки общения. Индивидуальные упражнения направлены на углубление контакта с собственным телом, выражение состояний и отношений. Парныеупражнения способствуют расширению способности чувствовать, понимать и принимать партнера. Групповыеупражнения через организацию совместной деятельности развивают навыки взаимодействия в коллективе.

Большое внимание уделяется групповым правилам и ритуалам, поскольку они формируют внутренний контроль.

Программы нейропсихологической коррекции СДВГ эффективны, но имеют ряд ограничений. Они подходят для детей в возрасте до 10 лет. В них относительно мало внимания уделяется раскрытию творческого потенциала детей, повышению их самооценки. Вместе с тем, творчество рассматривается специалистами как одно из основных средств психологической поддержки детей с СДВГ. В этой связи хотелось бы акцентировать внимание на возможностях арт-терапии.

Использование арт-терапии в работе с детьми (подростками) с СДВГ.

Арт-терапия в широком контексте является методом, использующим творческую деятельность для решения различных психологических задач (5, 8). К настоящему времени накоплен большой опыт применения арт-терапии в работе с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы. Установлено, что творческая деятельность помогает детям с СДВГ развивать навыки общения и способности к контролю над сильными чувствами. Им обычно сложно описать свое состояние словами, рисунки заменяют язык и являются инструментом восприятия, переработки и передачи разных представлений.

Достоинства арт-терапии:

  • предоставляет возможность участвовать каждому независимо от возраста и способностей;
  • позволяет активизировать внутренние механизмы регуляции, самопомощи и исцеления;
  • дает возможность выражать себя в атмосфере доверия, внимания к внутреннему миру человека;
  • позволяет испытывать позитивные эмоции, формировать более активную жизненную позицию;
  • задействует общение на невербальном уровне;
  • является не только средством коррекции, но и развития ребенка (приведения его к состоянию большей зрелости, гармоничности и жизнестойкости), в том числе познавательных и творческих способностей;
  • продукты творчества могут использоваться для исследования настроения, состояний, а также для оценки эффективности коррекционных программ;
  • показана высокая эффективность использования арт-терапевтических методов для диагностики и коррекции агрессивности детей и подростков;
  • существуют стандартизированные методы (графические тесты Р. Сильвер).

В арт-терапии используются следующие формы творческого самовыражения и изобразительные средства: графика, живопись, лепка, коллаж, фотография, средства музыкальной и драматической экспрессии, элементы литературного творчества, движения, танца. Арт-терапия может проводиться в индивидуальном и групповом вариантах.

Арт-терапевтическая работа с проявлениями агрессии.

Методы арт-терапии имеют проективно-символическое содержание. Изобразительные средства позволяют ребенку безопасно выражать и объективировать свои чувства в создаваемой им продукции. Это помогает чувства осознавать и контролировать. Для достижения коррекционного эффекта важна психологическая проработка чувств. Ребенка следует научить переходить от грубых, хаотичных форм экспрессии к символическим, метафорическим формам изодеятельности. Если в жизни ребенок не может выплеснуть агрессию, ему помогут специальные игры и упражнения.

Упражнения, направленные на отреагирование агрессии.

  1. Манипуляции с глиной: удары кулаком, разминание крупного куска глины, деструкция ранее созданных образов.
  2. Техника рисования каракулей (ребенок в течение длительного времени, пока гнев «не остынет», а сам он не устанет) чиркает с закрытыми или открытыми глазами по бумаге круговыми движениями или рисует вихри.
  3. «Живопись тела» - ребенок создает на бумаге мазки или отпечатки краски с помощью частей своего тела (ладоней, стоп). Достигается катарсис.
  4. Элементы телесно-двигательной и музыкальной терапии.
  5. Когда аффект удается «сбить», ребенка стимулируют к вербальному выражению чувств в видеметафорических и поэтических высказываний, ролевых монологов (диалогов), создания катарсического письма с использованием набора эмоционально заряженных слов (фраз), графическому оформлению плаката.
  6. Ребенку полезно выразить чувства, фантазии в метафорической визуальной, музыкальной или кинестетической форме (создать цикл рисунков, музыкальную композицию на тему «природные стихии», изобразить огонь в разных, в том числе деструктивных проявлениях).
  7. Следует использовать формы активности ребенка, позволяющие ему конструктивно выражать чувства, удовлетворять потребность в признании и самоутверждении вне занятий (спорт).
  8. При работе с проявлениями агрессивности важно помочь ребенку овладеть более эффективными механизмами психологической защиты и копинга (замещение, сублимация, фантазирование).
  9. Для повышения сниженной у агрессоров самооценки следует выделять позитивные качества личности, моменты успеха в прошлом, настоящем, внешние ресурсы. Техники: «Автопортрет» (абстрактный, реалистический, метафорический), тематические рисунки («Дорогой для меня человек», «Любимый уголок природы», «Приятное сновидение/фантазия»).
  10. 10. Целесообразно постепенно вовлекать агрессивных детей в групповую работу, привлекать к созданию совместных арт-проектов.

Использование фотографии при работе с подростками с СДВГ.

Практические психологи знают, как трудно вовлечь подростков в какие-либо занятия. Работа с фотографиями привлекательна для подростков и может использоваться как инструмент оказания психологической помощи.

Коррекционные эффекты фотографии связаны с ее «проективной» природой: выбирая объект для съемки, человек неосознанно «переносит» на него свои потребности и переживания. Использование готовых фотографий позволяет исследовать жизненный опыт. Самостоятельное создание фотографий, которые затемобсуждаются в группе, помогает осознать свои потребности. Применение фотографии стимулирует подростков к словесному описанию своих чувств. Фотоснимки обеспечивают наглядность биографического материала, конкретизируют обстоятельства жизни подростка, его отношения с окружающими.

При создании фотографий участники сами выбирают тему, либо ее предлагает ведущий. Темы: «Прекрасное и безобразное», «Мир взрослых и мир детей», «Любимые уголки города».

Можно организовать съемку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса (жанр пейзажной съемки)Жанровая съемка предполагает фотографирование различных моментов городской жизни и ситуаций, связанных с социальным взаимодействием. Другой вариант -постановочная фотография (в том числе портретный жанр, фотографирование участниками друг друга). Натюрморт связан с выбором неодушевленных объектов, а также построением из них композиций. Изготовление снимков сочетается ссозданием фотоколлажей, плакатов, иллюстрированной фотографиями книжки, рамки для снимка. Можно попросить подростков дома подобрать к ним текст из художественной литературы, поэтических сборников, сочинить историю, «мини-сценарий».

Оба подхода реализуются в настоящее время в ГБУ Центре диагностики и консультирования при организации работы с детьми, страдающими СДВГ.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: «Питер», 2008. – 320 с.
  2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: «Изд-во Института Психотерапии», 2001. – 96 с.
  3. Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечить или воспитывать? / Пер. с англ. – М.: «Центрполиграф», 2010. – 221 с.
  4. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: «Школа-Пресс», 2001. – 128 с.
  5. Копытин А.И. , Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-центр», 2014. – 197 с.
  6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
  7. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург: «У-Фактория», 2004. – 176 с.
  8. Мэрфи Д., Пейсли Д., Пардоу Л. Арт-терапевтическая группа для импульсивных детей. В сб. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М.: «Когито-центр», 2006. – 336 с.
  9. Сиротюк А.А. Обучение с учетом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: «ТЦ Сфера», 2001.- 128 с.
  10. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: «ТЦ Сфера», 2002. – 128 с.
  11. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: «Генезис», 2008. – 474 с.
  12. Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей. – СПб.: «Наука и Техника», 2010. – 384 с.
  13. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: «Речь», 2003. – 384 с.