Общеизвестно, что кризисные состояния экономического и политического положения в стране в первую очередь отражаются на наименее социально защищённом контингенте, в том числе на детях и подростках, воспитывающихся в социальной неблагополучных семьях.

Увеличение количества детей с девиантным поведением, рост детской и подростковой преступности – тому подтверждение. Нарушение поведения чаще всего возникает при социально-педагогической запущенности как результате дефицита информации и дефектов воспитания у детей с потенциально сохранными интеллектуальными возможностями.

Особое место среди детей с девиантным поведением занимают социально-педагогически запущенные дети. Это дети, достигшие 10-12 летнего возраста, из неблагополучных семей или оставшиеся без попечения родителей, которые ранее не обучались (либо обучение носило нерегулярный характер). Данный контингент детей и подростков, как правило, характеризуются несформированностью школьных навыков, отсутствием знаний по программе школы, низким уровнем общей осведомлённости, но достаточным уровнем социально-бытовой адаптации в определённых условиях. За последние годы увеличилась численность детей и подростков, которые в силу сложившихся обстоятельств вынуждены испробовать разные способы заработать себе на жизнь: попрошайничество, наёмный труд, в том числе курьерами по распространению психо-активных веществ.

Своевременное выявление и оказание компетентной психолого-педагогической помощи данному контингенту детей является весьма сложной задачей. Опыт неоднократного оставления ребенка на второй год, зачисление подростка в младший класс (по уровню знаний и умений) осложняет приобретенный «взрослый» опыт жизни, негативные установки к необходимости регулярного посещения образовательного учреждения. Несформированность навыков коммуникативной компетентности и норм социально допустимого поведения затрудняют адаптацию подростка за партой вместе детьми более младшего возраста. Поэтому становится актуальным вопрос об открытии классов для педагогически запущенных детей. Целесообразно организовать обучение таких детей по разноуровневым, гибким, адаптированным программам в системе профессионально-технического образования с целью решения проблем образования и профессионально-трудовой подготовки.

Дети, выключенные из учебного процесса, нередко адаптируются к роли неуспевающих учеников, становятся вялые и пассивные. Такая пассивность проявляется не только в процессе освоения новых знаний, но также в общении с одноклассниками. Трудности включения ребенка в деятельность образовательного учреждения (классные и внеклассные мероприятия), неуспешность попыток наладить контакты со сверстниками чаще приводит к развитию у ребенка болезненных реакций на свою несостоятельность, возникают проявления протеста, нарастание асоциальных тенденций.

Можно выделить детей группы риска по формированию девиантного поведения. В группу риска входят дети с пограничным интеллектуальным развитием. Это дети с низкой интеллектуальной нормой на грани с лёгкой задержкой психического развития, дети с выраженной задержкой психического развития на грани с лёгкой дебильностью. Это наиболее сложные случаи, трудно распознаваемые, и дети обучаются по программе, превосходящей их интеллектуальные возможности.

В результате возникают своеобразные конфликты между уровнем притязаний, имеющим в основе преувеличенную самооценку, либо, напротив, неуверенность в себе, и фактическим положением ребёнка в коллективе. Интеллектуальная несостоятельность осложняется невротическими, церебрастеническими проявлениями, неравномерностью психического развития, речевой патологией.

Для детей, воспитывающихся в семьях, имеет большое значение родительская позиция по отношению к ребёнку, система ценностей в семье, наличие или отсутствие взаимопонимания между её членами. Здесь имеют место две крайности, формирующие нарушение поведения в детстве: гиперопека и чрезмерно строгое отношение к ребёнку в семье. В результате гиперопекающего воспитания ребёнок становится зависимым от родителей, неуверенным в себе, ограждённый от контактов со сверстниками, он лишён возможности расширять и обогащать свой опыт общения, страдает и воспитание чувств. В этом случае создаются условия для формирования таких черт как инфантильность, пассивность, неспособность к ответственности и принятию жизненно важных решений.

Многолетний опыт работы в кабинете специальной педагогической диагностики, консультирования и коррекции Центра диагностики и консультирования (ГБОУ ЦДК) позволил мне составить некоторые выводы об условиях, влияющих на формирование девиантного поведения у младших школьников.

У большинства детей, поступающих в школу, отмечается положительная установка на учёбу, желание общаться со сверстниками, получать хорошие оценки, интерес к педагогу как примеру для подражания. Поэтому, невзирая на ограниченные возможности, а зачастую, и несостоятельность ребёнка по тем и иным показателям, необходимо укреплять его мотивацию к обучению и социальному взаимодействию с взрослыми и сверстниками. Важно также оказывать поддержку ребенку в случае затруднений процесса адаптации к новым условиям деятельности, при необходимости привлекая к сотрудничеству педагога-психолога, социального педагога школы/районного ППМС-центра, чтобы помочь ему максимально реализовать свои возможности.

Старание ребёнка уже само по себе заслуживает одобрения и похвалы. Учитель имеет право поставить неудовлетворительную оценку за неправильно выполненную работу, и формально он будет прав. Следует помнить, что двойка, поставленная учащемуся за неверно выполненное задание по учебному материалу, который недоступен его пониманию, или за урок, невыполненный по уважительной причине, – это наказание. Если наказание переходит в систему, то оно имеет обратный результат: снижение мотивации к обучению, отсутствие переживаний за полученную оценку или негативистская реакция с различными проявлениями.

Изучая дневники и письменные работы детей, поступающих для комплексного обследования в ГБОУ ЦДК, мы видим обилие двоек и единиц, поставленных вне соответствия с критериями выставления оценок. Обилие двоек за ошибки, связанные с речевыми нарушениями, которые требуют специальных занятий с логопедом; двойки, как результат повышенной раздражительности учителя и его отрицательного отношения к ученику. Двойки не являются стимулом к положительному развитию и совершенствованию ребёнка. Наоборот, ведут к потере контакта учителя с ребёнком, к его отторжению от детского коллектива к невротизации личности, если это слабый тип нервной системы, или к развитию других патохарактерологических проявлений (молчаливый протест, аффективные вспышки, уходы, манкирование учёбой, заниженная самооценка, попадание под влияние асоциальных элементов более старшего возраста, правонарушения и т. д.).

Не меньше вреда приносят и завышенные требования к учащимся в школах, где обучают по экспериментальным и авторским программам (так по требованиям одной принятой во многих школах образовательной программы к концу обучения в первом классе дети должны читать со скоростью 130 слов в минуту). И дети с возрастной интеллектуальной нормой рискуют попасть в разряд неуспевающих.

Задача педагога – создать комфортные условия для пребывания в классе каждого ребёнка в соответствии с его интеллектуальным уровнем и личностными особенностями.

Специалисты кабинета специальной педагогической диагностики, консультирования и коррекции ГБОУ ЦДК оказывают помощь детям до 18 лет из всех типов детских учреждений с проблемами в развитии. В ходе диагностического обследования специалисты наблюдают за ребёнком, отмечают его поведенческие реакции и эмоциональное состояние. Формы взаимодействия с представителями микросоциального окружения ребёнка (с родителями или лицами, их заменяющими) позволяют специалистам получить информацию о личностных особенностях ребенка, круге интересов, истории его развития с раннего возраста. В ходе обследования выявляем уровень знаний, умений и навыков по программе образовательного учреждения и уровень знаний и представлений об окружающем. Из учебных программ отобран материал диагностически значимый, раскрывающий способности ребёнка к абстрактному и логическому мышлению. В рамках педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить:

  • этап возникновения трудностей при освоении знаний и умений (восприятие, осмысление, запоминание, удержание, воспроизведение, перенос способа действия в новые условия, применение на практике);
  • различную степень и характер необходимой помощи (использование алгоритма, демонстрация образца выполнения заданий, дополнительные разъяснения, психологическая поддержка, эмоциональное подкрепление).
  • компенсаторные возможности ребёнка и наметить наиболее благоприятные пути их реализации (определить условия, которые способствуют актуализации потенциальных возможностей ребенка, продуктивному включению перцептивно-познавательных и регулятивных функций).

Обследование, проводимое учителем-дефектологом, является вкладом в комплексное психолого-медико-педагогическое обследование, в котором на коллегиальной основе участвуют врачи, учителя-логопеды и педагоги-психологи нашего Центра. Итогом работы является проведение ЦПМПК (Центральной психолого-медико-педагогической комиссии), на заседании которой окончательно решается вопрос о выборе образовательной программы, по которой целесообразно обучать ребёнка.

Одно из направлений деятельности учителей-дефектологов кабинета специальной педагогической диагностики, консультирования и коррекции ГБОУ ЦДК - профилактика и коррекция девиантного поведения у детей и подростков с проблемами в обучении, поведении и общении с окружающими.

Наш опыт показал, что среди детей с проблемами развития познавательной деятельности определяется значительная по численности группа риска по фактору угрозы развития девиантного поведения. Поэтому с целью защиты прав ребёнка с проблемами в развитии на получение образования и компетентной психолого-педагогической помощи особую значимость приобретает система работы по профилактике девиантного поведения у детей и подростков.

Профилактика девиантного поведения у детей обязательно должна учитывать следующие рекомендации:

  • обучение детей по программе, соответствующей интеллектуальному уровню ребёнка в условиях индивидуального педагогического подхода с учётом личностных особенностей ребёнка с проблемами в развитии, своевременное оказание помощи логопедами, при необходимости врачами и психологами.
  • организация планомерной диагностической работы, направленной на выявление детей группы риска по факторам развития социально-педагогической запущенности/влияния условий асоциального окружения, а также по возможности возникновения реакций девиантного поведения.
  • разработка образовательных коррекционно-развивающих программ для детей и подростков с социально-педагогической запущенностью, достигших школьного возраста и ранее не обучавшихся.
  • повышение уровня осведомлённости учителей массовых школ по ознакомлению с проблемами социальной адаптации и личностного развития в подростковом возрасте.
  • создание на базе психолого-медико-педагогических центров отдельных кабинетов по работе с детьми, имеющими социально-педагогическую запущенность и склонности к девиантному поведению.