На первом году жизни ребенка происходит интенсивное развитие головного мозга, слуха и органов речи. По мере созревания головного мозга у ребенка развивается биологический слух (восприятие шума, звуков) и речевой слух (внимание к звукам речи окружающих). Процессы слухового восприятия играют важную роль в овладении речевыми навыками. Одновременно с развитием слуха у младенцев появляются голосовые реакции. В процессе гуления, лепета происходит интенсивное развитие артикуляторного аппарата.
В этот период у ребенка развивается зрительное и слуховое сосредоточение, понимание речи. Таким образом, первый год жизни является как бы подготовительным этапом к овладению речью. Общение между ребенком и взрослым строится, в основном, на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов и с помощью речевых средств.
После года у ребенка отмечается быстрый рост запаса понимаемых слов. В активном словаре у малыша в 1 год3 месяца около 10-30 слов. Независимо от качества фонетического звукового оформления первых слов, у ребенка отмечается способность и интерес к подражанию облегченным словам. Появляются слова – предложения («би – би», подкрепленное указательным жестом – «мама, дай машинку»). В 1 год 6 месяцев ребенок понимает смысл целых предложений о событиях и явлениях, которые часто повторяются. Ребенок понимает изображения предметов и действий, обобщает предметы по существенным признакам. Активный запас слов полуторогодовалого ребенка составляет – 30-60 слов. Появляется фразовая речь. Облегченные слова начинают заменяться правильными. В возрасте 2 лет ребенок активно общается с взрослыми при помощи речи. Активный словарь насчитывает 200-300 слов. Появляются трехсловные предложения. Малыш начинает употреблять прилагательные и местоимения. Появляются вопросы «Что это?» Ребенок осваивает некоторые грамматические категории. Для двухлетнего ребенка вполне закономерным является несовершенство произносительной стороны речи. Характерно частое употребление облегченных слов, отсутствие многих звуков.
В 3 года активно продолжается накопление словарного запаса, который к этому возрасту уже насчитывает 1200-1500 слов. Ребенок может использовать простые и распространенные предложения. Употребляются почти все части речи (кроме числительных, деепричастий, причастий). Ребенок овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка.
Произносительная сторона речи недостаточно сформирована. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи.
Одновременно с формированием речи развивается мышление, память, воображение ребенка. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут отмечаться индивидуальные различия и расхождения по срокам появления тех или иных речевых единиц. На современном этапе изучения особенностей речевого развития детей раннего возраста, общепризнанным является положение о возможной задержке в сроках появления активной речи до 6 месяцев в пределах нормы.
Практические рекомендации родителям для стимуляции речевого развития детей раннего возраста.
I. Понимание речи.
Организация работы по уточнению понимания обращенной речи на первых порах может проводиться с наглядным подкреплением: говоря реплику, взрослый может активно использовать жесты, мимику. В последующем необходимо сокращать частоту и выразительность невербального подкрепления, стараться, чтобы ребенок при анализе звучащего слова, фразы ориентировался в большей степени именно на речь взрослого.
-
тренировка понимания названий близких людей из окружения ребенка:
–Где мам? Где папа?
-Это кто? – Мама?!
–Это кто? – Баба?!
-
Понимание названий окружающих предметов
–Где часы, бом – бом?
Где молоток, тук –тук?
3.Понимание название игрушек.
- Где машина, би-би?
- Где мяч? Дай мяч!
4. Понимание названий частей тела, умений показать их по инструкции.
- Где глазки? Закрой глазки!
- Где ушки?
- Дай ручку!
- Где у мамы глазки?
5. Тренировка понимания слов, обозначающих действия (понимания глаголов).
- Иди! Кушай! Спи! Дай! На!
-Пойдем гулять?
-что ты делаешь? Играешь?
6. Тренировка понимания коротких фраз:
-Дай мяч! На мяч!
-Мама, иди!
- Положи куклу!
- Дай ложку!
II. Стимуляция навыков экспрессивной речи (говорения)
-
Вызывание и закрепление у ребенка голосовых реакций по подражанию взрослому:
-А - А – А - ; О – О – О; ПА – ПА – ПА, МА – МА – МА, ТА – ТА – ТА.
2. Элементарные звукоподражания:
Звукоподражания животных, птиц, игрушек.
Например, песенка машинки – «би – би». Инструкции: Где машинка, би-би? Покажи машинку, би-би! Как поет машинка? Взрослый показывает машинку и спрашивает ребенка: «Что это?».
-
Повторение слов, соотнесенных с определенными лицами, предметами,
действиями. При трудностях произношения можно позволить ребенку произнесение «лепетных» вариантов слов: «ди» - иди, «пать» - спать», «ака» - собака. Лучше всего подойдут слова из практики ребенка (обозначения действий, связанных с кормлением, навыками опрятности, игровой деятельностью, знакомыми литературными произведениями: герои сказок, маленьких детских стихов, потешек).
-
Вызывание (конструирование) коротких фраз при выполнении коротких инструкций:
- Дай ав – ав!
- Возьми ложку! (показывая на ложку)
В данных примерах видно, что взрослый либо употребляет в короткой фразе одно звукоподражательное слово, либо произносит короткую фразу с наглядным подкреплением предмета разговора. Ребенок может сначала пытаться договаривать фразу, начатую взрослым.
Хорошо зарекомендовал себя анализ картинки, на которой различные герои выполняют одно и то же действие. Взрослый, рассматривая с ребенком такую картинку, спрашивает ребенка:
- Что делает собака? - Спит («Ака спит»)
- Что делает мышка? – Спит («мыка спит»)
И объектные вопросы:
- Кто спит? - Зайка («зака»)
- Кто спит? – Девочка («ляля»)
В дальнейшем проводится постепенное расширение активного словаря, фразовой речи.
Необходимо помнить, что на ранних этапах развития активной речи, в том числе и фразовой, родителям не следует беспокоиться о качестве звукового оформления слов высказывания и ругать ребенка за неразборчивость речи. Самым оптимальным решением является использование собственного речевого образца, когда взрослый повторяет высказывание, произнесенное ребенком с искажением звуко-слоговой структуры слов, четко выделяет слоговую структуру в чуть более медленном темпе.
Общие рекомендации по улучшению развития речевой практики детей.
-
Тренировка слухового внимания (при исключении зрительного контроля?)
- угадать по звукам (шумам) – Кто идет? - Кто кричит? - Что шумит?
- нахождение на картинке 2-3 предметов по предварительной инструкции (картинка показывается ребенку после произнесенной инструкции)
- найди на картинке зайку, ежика и лисичку.
- достань из коробочки мячик и веревочку.
2. Тренировка зрительного внимания.
2.1.Целесообразно использовать игры, связанные с запоминанием нескольких предметов (2-4) и последующим их нахождением в коробочке среди других предметов.
2.2. Большой интерес вызывает у детей игра «Что изменилось?». Взрослый предъявляет ребенку ряд из 3-4 игрушек (картинок), рассматривает их и называет совместно с ребенком. Затем через небольшой промежуток времени (ребенок закрывает глаза или отворачивается) взрослый убирает одну из игрушек и добавляет новую. Затем ребенок отвечает на вопросы «Кто убежал?» «Кто появился?»
3. Развитие мелкой моторики.
3.1.Данное направления работы реализуется в пальчиковых играх, в которых взрослый показывает образец выполнения упражнений и сопровождает упражнение стихотворением;
3.2. Полезны игры с различными типами застежек (молнии, пуговицы, кнопочки, шнуровки, липучки), выкладывание узоров из крупной мозаики. 3.3.Организация пальчикового бассейна с различными наполнителями (крупы, песок, бусинки), в которых ребенок отыскивает на ощупь маленькие предметы, способствует не только развитию мелкой моторики, но и формированию стереогностических навыков.
4. Формирование элементарных пространственных представлений.
4.1.Выполнение некоторых упражнений комплекса гимнастики по инструкции с опорой на образец выполнения взрослым.
- Подними ручки вверх,
- Разведи руки в стороны,
- Опусти ручки,
- Выстави ножку вперед и т.д.
4.2.Определение особенностей пространственного расположения частей тела у игрушек:
- Где ручка у куклы? - Вверху.
- Как заяц опустил ушки? - Вниз.
4.3. Определение направления движения предметов (игрушек): вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево. Данный вид работы лучше проводить в игре с движущимися игрушками (машинками, заводными фигурками). Сначала взрослый комментирует движения игрушек, которыми управляет ребенок, затем по инструкции задает движением игрушек («Машинка поедет назад», «Лягушка прыгнет вверх»).
5. Формирование представлений о величине предметов.
5.1. Дифференциация одинаковых игрушек, отличающихся по размеру (маленькие и большие грибы, маленькие и большие мячики).
- Покажи большой мячик!
- Принеси маленькую чашечку!
- Спрячь маленький колокольчик!
5.2. Собирание предметов с учетом величины составных деталей (пирамидки, вкладыши, стаканчики, матрешки).
5.3. Выкладывание размерного ряда одинаковых картинок (например, ряд из 4 елочек: крошечной, маленькой, средней, большой).
6. Формирование элементарных количественных представлений (дифференциация понятий «один – много»).
- Вот один предмет. Вот много.
- Где один кот? - Где много котов?
- Сколько на картинке цветочков? - Один.
- сколько цветочков в корзине? - Много.
7. Подготовка органов речи к формированию правильного звукопроизношения.
6.1. Игры на развитие дыхания (мыльные пузыри, свистульки, поддувание фигурок, сделанных из фольги, бумаги)
6.2. Игры на развитие навыков голосоведения.
Имитация звукоподражаний животных, предметов с изменением высоты голоса (маленькие детеныши зовут мам – мамы зовут своих детенышей), силы голоса (машинка далеко – близко). Игра – соревнование «Чья песенка длинней», в которой взрослый вместе с ребенком соревнуются в возможности произнесения серии слогов на одном выдохе (задача произнести на одном выдохе большее количество слогов). Подчеркнутое интонирование слов с ярким коннотативным компонентом (оценочная лексика, междометия).
6.3. Выполнение базовых артикуляторных упражнений по подражанию (по возможности перед зеркалом).
- Надуй щечки (шарики надуваются).
- Улыбнись и покажи зубки (новенький заборчик).
- Вытяни губки трубочкой и подуй (слоненок).
- Поцокай язычком (лошадка скачет).
Необходимо отметить, что все приемы работы по развитию речевых умений и навыков детей раннего возраста должны носить только игровой характер и проводиться на фоне положительного эмоционального взаимодействия ребенка с взрослым.