Вход для сотрудников



Крылова Инна Владимировна
Педагог-психолог ГБОУ ЦДК

Проблема диагностики СДВГ у детей предшкольного и младшего школьного возраста.

Наиболее распространенной причиной обращения родителей, воспитывающих детей с СДВГ, за консультативной помощью к специалистам является трудность регулирования и произвольной организации поведения ребенка. Действительно, чрезмерная подвижность таких детей сразу бросается в глаза. Однако основной признак заболевания: ребенок не может сосредоточиться ни на чем – будь то игра, учеба или просмотр телепередачи. Ребенку сложно контролировать собственное поведение, руководствоваться пожеланиями, просьбами взрослого в собственной деятельности (бытовой, игровой, учебной).

Раньше для обозначения симптомов, связанных с повышенной возбудимостью ребенка, повышенной истощаемостью и трудностями освоения образовательной программы по причине особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы использовались такие понятия, как: «минимальная дисфункция», «двигательная расторможенность», «гиперкинетический синдром»… В последние годы общеупотребительным стало понятие «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Частота встречаемости данного заболевания у мальчиков в 4-5 раз выше, чем у девочек. Как правило, особенности восприятия и поведения ребенка с СДВГ отчетливо наблюдаются в возрасте 3-5 лет. Однако наиболее остро данная проблема проявляется в т.н. кризисные периоды. Одним из таких периодов является поступление в школу и период привыкания к новым условиям. Адаптация к обучению в школе детей с СДВГ, как правило, протекает тяжело, так как новые условия требуют от них большей самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Проблема из медицинской превращается в социальную: ребенок, не достигая успехов в учебе, получая нарекания за поведение, такие дети ведут себя все хуже и хуже.

К началу обучения в школе многие дети демонстрируют недостаточный уровень готовности к освоению новой социальной роли ученика и программного материала по образовательным дисциплинам. При достаточно развитых интеллектуальных способностях ребенок часто испытывает дефицит произвольной регуляции основных психических процессов, что замедляет адаптацию к новым условиям учебной деятельности.

Учителя, имеющие опыт работы с такими детьми отмечают, что работоспособность детей носит цикличный характер. Активно включаясь в познавательную и коммуникативную ситуацию на занятии, ребенок может работать не больше 5-15 минут, затем следует период резкого спада продуктивности, когда ребенок может перестать проявлять интерес к ситуации, отвлекаться, негативно реагировать на замечания окружающих. В этот момент он, будто накапливает энергию для следующего рабочего цикла.

Собирательный образ ребенка с признаками СДВГ можно представить так: ребенок часто торопится, суетится; не всегда может довести начатое дело до конца. Он многоречив, в разговоре импульсивен, не соблюдает правил участия в диалоге (перебивает собеседника, не удерживается в рамках заданной темы) в повествовании перескакивает с одного на другое.   Характерны особенности координации движений как в мелкой  моторике  (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание письмо), так и в общей моторике: нарушения  равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (игры со спортивным инвентарем).

Более чем половина родителей (68%) отмечают у детей нарушения сна и другие невротические реакции в эмоционально насыщенных ситуациях (длительный просмотр телевизионных программ, компьютерные игры, массовые мероприятия).

Нередко отмечаются трудности взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Дети могут не удерживать дистанцию между собой и взрослым (педагогами, знакомыми и незнакомыми людьми); стремится командовать и руководить в среде сверстников, при этом, недостаточно используя возможности самопрезентации. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить свое поведение в соответствии с ними.

Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо проводить наблюдение за особенностями поведения ребенка в течение, по меньшей мере, 6 месяцев. Тревожными признаками могут быт следующие особенности деятельности ребенка:

A. Дефицит внимания:

  1. Снижено избирательное внимание, ребенок не способен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
  2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
  3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
  4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
  5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
  6. Избегает или не любит задач, требующих длительного умственного напряжения.
  7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
  8. Легко отвлекается посторонним шумом.
  9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

B. Гиперактивность и импульсивность:

  1. При выполнении заданий, требующих сосредоточения, отмечаются интенсивные движения руками или ногами, раскачивания на стуле.
  2. Часто встает с места, пытается изменить свое расположение.
  3. Отмечаются резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
  4. Часто не может участвовать в спокойных досуговых мероприятиях.
  5. Демонстрирует трудности самоконтроля (затрудняется справиться с собственным возбуждением).
  6. Позволяет себе шуметь во время занятий, не реагируя на замечания взрослого.
  7. Пытается ответить, не дослушав вопроса до конца.
  8. Не может ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.
  9. Вмешивается в разговор или деятельность других детей, взрослых.

Прежде чем поставить диагноз СДВГ, врач психоневролог должен поговорить с родителями, по возможности получить информацию о ребенке от педагогов, которые с ним занимаются. Тщательный анализ симптоматики и проведение дополнительных исследований необходимы для постановки дифференцированного диагноза.

Эта необходимость обусловлена тем, что дефицит внимания может являться признаком расстройств других функциональных систем (в т.ч. зрения, слуха). Поэтому также важно исследование сенсорных функций ребенка. Если ребенок плохо видит или слышит, его невнимательность и беспокойство могут быть связаны с этим. Прием некоторых лекарственных препаратов способен воздействовать на поведение ребенка, вызывая нежелательные реакции повышенной возбудимости, истощаемости внимания и памяти.

С другой стороны, повышенная двигательная активность ребенка упрямство и непослушание не всегда являются признаком гиперактивности. Нередко подобные проявления встречается и у одаренных детей, которым в школе просто скучно.

Если вовремя обратиться к врачам и вплотную заняться лечением неугомонного непоседы, к 14-15 годам чрезмерная активность утихнет, а до окончания школы значительно снизится импульсивность. Дефицит внимания исчезнет последним, если в той или иной степени не останется на всю жизнь.

В то же время исследования подтверждают, что у людей с проявлениями гиперактивного поведения также есть свои сильные стороны: они умеют быстро принимать решения, при необходимости рисковать; могут иметь увлечения в различных областях знания и искусства. Американские исследователи установили, что среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше, удачливых бизнесменов, чем среди спокойных и уравновешенных людей.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет. Улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к нему. Выстраивая стратегию взаимодействия с ребенком, важно помнить, что гиперактивность не является обычной поведенческой проблемой или результатом плохого воспитания и решить ее волевыми усилиями, авторитарными действиями и словесными убеждениями взрослых невозможно.

Литература.

  1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М.: Издательство института Психотерапии, 2002.
  2. Касатикова Е. В., Брязгунов И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Медпрактика, 2003.
  3. Леви Г. Б. Квадратные колышки к круглым отверстиям. Дети с нарушениями обучаемости в школе и дома. - С-Пб.: "Смарт", 1995.
  4. Мурашова Е. В. Дети-"тюфяки" и дети-"катастрофы". - СПб.: У-Фактория, 2006.
  5. Яременко Б. Р., Яременко А. Б., Гориянова Т. Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей: Этиология, патогенез, диагностика, коррекция, профилактика: - М.: Мед. книга, 2002.